Кадышева Ксения
Развитие речи у детей: игры и упражнения для дома
Развитие речи является одним из важнейших аспектов общего развития ребёнка. Речь служит средством общения, познания мира и самовыражения. Чем лучше развита речь ребёнка, тем успешнее он будет в обучении и социальной адаптации. Игры и упражнения для развития речи помогают детям улучшить произношение, расширить словарный запас, развить фонематическое восприятие и связную речь. Они способствуют развитию внимания, памяти, мышления и воображения.
Публикация «Развитие речи у детей: игры и упражнения для дома» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Темочки
Цели и задачи
Цель: развитие речи у детей дошкольного возраста через игры и упражнения.
Задачи:
Улучшить произношение звуков и слов.
Расширить словарный запас.
Развить фонематическое восприятие.
Научить составлять простые предложения и рассказы.
Развить внимание, память, мышление и воображение.
Создать условия для активного участия детей в речевых играх и упражнениях.
Укрепить мышцы речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики.
Предполагаемый результат
В результате регулярных занятий с использованием игр и упражнений для развития речи дети должны :
улучшить произношение звуков и слов;
расширить словарный запас;
научиться различать звуки в словах;
составлять простые предложения и короткие рассказы;
развить внимание, память, мышление и воображение;
улучшить подвижность и точность движений речевого аппарата.
Игры и упражнения для развития речи
Игра «Назови звук». Взрослый произносит звук, а ребёнок должен назвать слово, начинающееся с этого звука. Например, звук [м] — слово «мама».
Упражнение «Цепочка слов». Взрослый произносит слово, а ребёнок должен придумать следующее слово, начинающееся с последнего звука предыдущего слова. Например, «дом — мяч — чашка — апельсин».
Игра «Что это?». Взрослый показывает ребёнку картинку или предмет, а ребёнок должен назвать его и описать. Например, картинка с изображением яблока — «Это яблоко. Оно красное и круглое».
Упражнение «Составь предложение». Взрослый называет слово, а ребёнок должен составить с ним предложение. Например, слово «мяч» — «Я играю с мячом».
Игра «Расскажи сказку». Взрослый начинает рассказывать сказку, а ребёнок продолжает. Например, «Жила-была девочка. Она пошла в лес. В лесу она встретила.».
Упражнение «Найди пару». Взрослый раскладывает перед ребёнком карточки с картинками, на которых изображены предметы, отличающиеся одним звуком. Ребёнок должен найти пары и назвать предметы. Например, карточка с изображением чашки и карточки с изображением ложки, чтобы ребёнок нашёл пару «чашка — ложка».
Игра «Угадай звук». Взрослый произносит звук, а ребёнок должен угадать, какой предмет издаёт этот звук. Например, звук [з] — «Это звук, который издаёт комар».
Упражнение «Назови ласково». Взрослый называет слово, а ребёнок должен назвать его ласково. Например, слово «стол» — «столик».
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика помогает укрепить мышцы речевого аппарата и улучшить подвижность языка, губ и щёк. Вот несколько упражнений :
«Лошадка». Ребёнок должен растянуть губы в стороны, обнажая верхние и нижние зубы, и произносить звук [ыыы].
«Улыбка». Ребёнок растягивает губы в улыбке, показывая верхние и нижние зубы.
«Трубочка». Ребёнок вытягивает губы вперёд, как будто собирается произнести звук [у].
«Чашечка». Ребёнок поднимает язык вверх, касаясь нёба, и растягивает края языка к зубам, образуя «чашечку».
Заключение
Игры и упражнения для развития речи, а также артикуляционная гимнастика являются эффективным средством для улучшения произношения, расширения словарного запаса, развития фонематического восприятия и связной речи у детей дошкольного возраста. Регулярные занятия с использованием этих игр и упражнений помогут детям лучше подготовиться к школьному обучению и успешной социальной адаптации.