Галина Кирюшкина
Развитие речи средствами художественного слова
▼ Скачать
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Публикация «Развитие речи средствами художественного слова» размещена в разделах
Для того, чтобы речь и навыки общения детей развивались, совершенствовались, необходимо создать условия. В качестве средства, которое позволит детям реализовать свои потребности в общении со сверстниками, уже со 2 младшей группы мы начали использовать театрализованную деятельность.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.
• Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.
• Театрализованной деятельности помогает детям в освоении разговорной речи
• Она помогает овладеть всеми формами родного языка
Театрализованная деятельность мы организуем в утренние и вечерние часы, органично включаем в работу по развитию речи.
Развитие интереса детей к театрализованной деятельности происходит поэтапно.
На первом этапе мы стремимся создать условия для высокой речевой активности детей, привлекая их к рассматриванию картин и иллюстраций, организуем встречи с персонажами сказок, вызывая желание послушать сказку.
Затем при чтении художественной литературы обращаем внимание детей на композицию произведения, языковые особенности, побуждая детей к воспроизведению фрагментов произведения.
В процессе словесных игр с художественным словом происходит обогащение словаря детей. (подбор синонимов к характеристикам героев сказок, описание отдельных признаков объектов сказок)
Затем дети совместно с воспитателем разыгрывают небольшие сюжеты, а в дальнейшем и сказки.
Таким образом, театрализованная деятельность обладает значительными возможностями в развитии у детей младшего дошкольного возраста речевого общения.
Одним из интересных направлений работы по развитию речи на основе использования художественного слова являются чистоговорки.
Наши трёхлетние дети с удовольствием запоминают и читают их. Внесение элемента соревновательности побуждает детей к положительным эмоциям, рождает желание проговорить чистоговорку чётко и быстро.
Посмотрите это на фрагменте игры с детьми.
Научить ребенка управлять речевым дыханием — немаловажная задача. На четвертом году ребенок начинает употреблять довольно сложные предложения, состоящие из 3—5 и более слов, а для свободного и слитного их произнесения нужно уметь правильно производить выдох, чтобы воздуха хватило на часть фразы или на всю фразу.
Для развития речевого дыхания предлагаем ребенку шутки-чистоговорки, произнесенные на одном выдохе, способствуют выработке речевого дыхания. Сопровождение речи чёткими движениями рук способствуеот развитию чувства ритма речи.
ха-ха-ха — поймали петуха,
ко-ко-ко—мы едем далеко,
ту-ту-ту — даем еду коту.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи, развития психических процессов малыша, играют словесные игры на основе художественного слова. Они не только развивают и обогащают речь ребёнка, но учат слушать и вопрос, запоминать инструкцию, работать в коллективе.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова.
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Таким образом, театрализованная деятельность, весёлые детские стихи, чистоговорки, потешки, словесные игры на основе художественного слова, пальчиковые игры с использованием фольклора используются у нас во всех режимных моментах, способствуют активизации речи детей, повышению её качества и повышают желание общаться.