Наталья Сопина
Мастер-класс «Развитие речи дошкольников посредством Кластер-технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
XXI век отличается от других столетий своей информативностью. Существует много способов передачи и получения информации в наши дни, поэтому современный педагог должен быть готовым к быстрым изменениям, большому потоку информации.
Казалось бы, наличие информационных компьютерных технологий во многом облегчает жизнь людей. Для развития детей есть все необходимое – телевизоры, телефоны, планшеты, компьютеры и все это с выходом в интернет. Но, как ни странно, к проблемам российского образования относят то, что у школьников низкий уровень работы с информацией. Можно сказать, что это проблемы не дошкольного образования. Но знания, навыки и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в школе. Современная жизнь показывает, что уже от дошкольника требуется умение мыслить самостоятельно, логически, умение обобщать и делать выводы, мыслить творчески. Чтобы овладеть этими умениями, необходим достаточный уровень речевого развития.
Публикация «Мастер-класс „Развитие речи дошкольников посредством Кластер-технологии“» размещена в разделах
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. А если у ребенка нарушено речевое развитие, либо идет задержка психического развития, то ему трудно самостоятельно воспринимать и интерпретировать получаемую информацию.
В чем же дело? Как Вы считаете, что влияет на развитие речи? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы? Различные заболевания детей? Причин нарушений речи на самом деле очень много.
Можно выделить ряд типичных проблем развития речи дошкольника :
• Бедность речи, низкий словарный запас;
• Грамматические ошибки в речи (трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях, которые выражаются в неумении правильно подобрать окончания слов)
• Связная речь ниже возрастной нормы (неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос и (или) дать развернутый ответ; отсутствие последовательности при изложении суждений);
• Плохая дикция и нарушения звукопроизношения;
• Отсутствие навыков культуры речи (Наличие сленговых слов в обиходной речи).
Введение ФГОС предполагает необходимость поиска новых средств, которые способствуют достижению детьми определённых целевых ориентиров. Сегодня, педагог XXI века, находящийся в тренде развития неизбежно приходит к использованию эффективных современных технологий, облегчающих взаимодействие взрослого и ребёнка в процессе развития речи. Это взаимодействие обеспечивают интерактивные технологии.
Они, на мой взгляд, нужны хотя бы потому, что с каждым поколением отчасти меняются способы взаимодействия с детьми. Какая-то основа остаётся незыблемой, что-то навсегда меняется. Дети сегодня воспринимают умение пользоваться гаджетами и доступность материалов как само собой разумеющуюся данность — это нужно учитывать и использовать.
Как я могу использовать интерактивные технологии? Прежде всего, для создания комфортных условий взаимодействия взрослого и ребенка. Дети на занятиях в парах, малых группах прорабатывают учебный материал, беседуют, спорят и обсуждают различные точки зрения. Каждый ребенок чувствует свои успехи, закрепляет их, достигает высоких результатов в обучении. Детям нашей группы нравится деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать свое мнение. Для меня важно, чтобы педагогическая технология определяла позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!».
Интерактивных методов и технологий насчитывается более сотни. Совсем недавно я была участником форума «Педагоги России», где обратила свое внимание на интерактивную технологию «Кластер» или технология развития критического мышления. Сегодня с ней я Вас и познакомлю. Работая в режиме данной технологии, педагог перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Кластер пришел к нам из информационных технологий и обозначает объединение нескольких однородных элементов, которые могут рассматриваться как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами. Эта технология направленна на развитие у ребёнка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.
Существенный вклад в формирование понимания кластерного подхода внес Майкл Юджин Портер - профессор кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы, признанный специалист в области изучения экономической конкуренции.
Метод кластеров универсален – помогает работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.
Суть метода заключается в выделении темы, смысловых единиц и графическом оформлении в определённом порядке схемы.
Применение технологии кластера можно использовать для обогащения словаря и развития лексико – грамматической стороны речи, при подготовке к обучению грамоте. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать знания по той или иной проблеме.
Приём Кластер (англ. cluster — скопление, гроздь, рой) — это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке, т. е. рисуночная модель. Рисунок в чё м-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда» — это тема занятия, вокруг неё «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники» : у «спутников» - свои.
Кластер – это метод, помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста. Этот метод больше ориентирован на детей, которые умеют читать, т. е. на школьников. Но я считаю, что целесообразно его применять в работе с дошкольниками, адаптировав к данному возрасту – заменяя текст картинками.
Метод кластеров универсален. В своей работе кластерные таблицы использую на этапе вхождения или погружения в тему, для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи. Содержание образовательного материала выстраиваю в соответствие с комплексно-тематическим планированием.
В работе над кластерами необходимо соблюдать правила:
1. Не бояться озвучивать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Общие требования к разбивке на кластеры для дошкольников :
В традиционном варианте в центре доски или листа в рамке (круге) печатными буквами пишется ключевое понятие (размещается картинка)
- Вокруг ключевого слова в пустых квадратах (кругах) размещаются картинки, которые ассоциативно связаны с данным понятием
- Квадраты (круги) связываются цветными линиями - ветвями с ключевым понятием
- У каждой картинки-ассоциации могут быть свои картинки -спутники, которые могут привести к укрупнению одной или нескольких «гроздей»
- В результате проведенной операции происходит наглядное представление ключевого понятия занятия.
Если кластер немного изменить, то можно создать разные варианты.
Один из них «Цветовой кластер». Для него необходимо заготовить шаблоны разного цвета, желательно кружочки. При изучении, например, лексической темы «Весна», мы можем выложить кластер используя красные, желтые, зеленые и другие цвета. Детям также предлагается найти связь между ними и объяснить свой выбор. Тоже самое при изучении тем «Осень», «Зима», «Лето», «Части суток», «Семья» и многих других. Используются как цветовые шаблоны, так и подобранные по теме картинки. Если дети уже умеют читать и печатать, можно записывать слова.
В условиях реализации ФГОС технология «Кластер» :
• Является эффективным методом при формировании обобщающих понятий и обучении классификации.
• Развивает вариативность мышления, способность устанавливать связи и отношения изучаемого понятия (явления, события).
• Помогает обучающемуся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
• Вызывает свежие ассоциации, дает доступ к имеющимся знаниям, вовлекает в мыслительный процесс новые представления по определенной теме.
• Развивает такое качество личности, как коммуникабельность
Это позволяет сделать вывод о том, что интерактивная технология «Кластер» оказывает существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста, в частности нашего учреждения.
Список используемой литературы:
1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб. 2002.
4. Белякова В. А. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложения. (Под ред. Н. Н. Подьякова, Ф. А. Сохина. –М. ,1984.
5. Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие – Ставрополь, 2008.
6. Воспитание и обучение детей с расстройством речи (Под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. –М. ,1984.
7. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя речи. – М., 1953.
8. Гин А. Приемы педагогической техники. – М. :Вита-Пресс, 2003
9. Глухов В. П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. -М. :АРКТИ,2002.
10. Глухов В. П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с ОНР. – М., 1996.