Ольга Першина
Развитие речи детей в театрализованной деятельности
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Публикация «Развитие речи детей в театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Мы можем начать работу по развитию речи с пальчиковой гимнастики. Например, вспоминаем потешки: «Сорока - ворока», «Ладушки», разучиваем пальчиковые игры - «Маленький мизинчик» :
Маленький мизинчик (кисть руки в кулаке)
Плачет, плачет, плачет (начиная с мизинца пальцы раскрываются)
Безымянный не поймёт,
Что всё это значит.
Средний пальчик – очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил:
- Может, хочешь кушать? –
А большой бежит за рисом,
Тащит риса ложку, говорит:
- Не надо плакать,
На, поешь немножко! (большой палец и мизинец прижимаются друг к другу)
Повторять стихотворение можно в разном темпе, рассказывать от лица какого-либо животного (как медведь, как лиса, как мышка).
В книжном уголке с русскими народными сказками рассматриваем иллюстрации в книгах, пытаемся пересказать сказку по иллюстрациям. Играем в настольный театр по русским народным сказкам. Например, начинаем с самой простой сказки «Курочка Ряба» :
1. Слушание русской народной сказки в записи.
2. Беседа по содержанию сказки.
После прослушивания сказки вопросы к детям:
Почему плакали дед и баба?
Как курочка успокаивала деда и бабу? ( дети вместе с воспитателем выразительно проговаривают слова: «Не плачь, дед! Не плачь, баба!»)
Какое настроение стало у бабушки и дедушки? (воспитатель просит детей показать весёлых дедушку и бабушку).
3. Включается русская народная музыка и дети весело танцуют.
На каждом занятии по развитию речи работаем над развитием правильного речевого дыхания, например, «Игра со свечой» : дети делают вдох через нос, затем дуют на «горящую свечу». Дети стараются, чтобы выдох был плавный. С помощью следующего упражнения разогреваем мышцы дыхательного аппарата: «Свистит ветер» - с-с-с-с-с-.
«Шумят деревья» - ш-ш-ш-ш-ш.
«Летит пчела» - ж-ж-ж-ж-ж.
«Работает насос» - С – С – С! С - С- С! С – С – С!
«Метёт метель» - Ш – Ш – Ш!
«Кошка сердится» - ф! ф! ф!
«Заводится мотор» - Р! Р! Р!
Также в занятия по развитию речи включаем творческие игры со словом, например, «Вкусные слова» : дети сидят в кругу, воспитатель протягивает ребёнку ладонь с воображаемой конфетой и, называя его по имени, предлагает угощение. Ребёнок благодарит и «съедает», эмоциями показывает, как ему было вкусно. Затем этот ребёнок угощает чем-нибудь вкусным своего соседа и т. д. Цель этой игры – расширять словарный запас, воспитывать умение вежливо общаться и действовать с воображаемыми предметами.
«Сочиняем сказку» : воспитатель произносит первое предложение, например, «Жил – был маленький мышонок…», дети по очереди продолжают сказку, добавляя своё предложение. Цель этой игры – развивать воображение, фантазию, образное мышление.
В утренние и вечерние моменты можно использовать игры на свободу звучания, например, «Капризуля» : дети изображают капризного ребёнка, который ноет, требуя взять его на ручки. «Ныть» нужно на звук «Н».
«Колыбельная» : дети воображают, что они укачивают игрушку и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «М», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «А», «О», «У».
На занятиях по развитию речи необходимо уделять внимание интонационной выразительности, например, исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят» то от лица козы, то от лица волка; произнести фразу «Зайку бросила хозяйка» - с удивлением, с жалостью, сердито; предложить ребёнку попросить у друга игрушку вежливо, нетерпеливо, с обидой.
Выполняя примерно такие упражнения, мы можем решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности и образности речи ребёнка.