Ольга Несытых
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий
▼ Скачать
«Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Эти выводы не случайны.
Публикация «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. Правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие её недоразвитием, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути развития «ребёнок – подросток - взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать, ему, учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Для того чтобы помочь детям, пишет М. М. Кольцова справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это — основное условие успешного обучения. (1,-с. 2)
Какие же типичные проблемы развития речи у дошкольника :
-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
-Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
-Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
-Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
-Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
-Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
-Плохая дикция.
К чему же приводят речевые нарушения, они затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
В чем же дело? Что влияет на развитие речи детей? Экология? Вредные привычки родителей? Родовые травмы или болезнь матери во время беременности? Различные заболевания детей? Педагогическая и социальная запущенность? А может и то, и другое, и третье? Причин много. Но если ребенок здоров, то основной причиной является, к сожалению, педагогическая и социальная запущенность.
Попробуем разобраться.
Развитие ребенка начинается в семье. И родители сами «закрепощают речевое развитие своего ребенка» и сами не замечают этого. Что это значит?
Гиперопека. Когда родители стремятся соблюдать санитарно-гигиенические нормы, режим питания, обеспечить всевозможными игрушками, стараются предугадать желания малыша и не дают попытки ответить на вопрос, подсказывают, доделывают все за него.
Тревожность. При приеме пищи боятся, что ребенок подавится, и перемалывают пищу, тем самым затрудняют развитие мышц речевого аппарата.
Протест ребенка из-за чрезмерного давления со стороны взрослых. Скажи, повтори, нет, нужно вот так. Или наоборот! Помолчи! Закрой рот! Подобные действия приводят к речевому замыканию – речевому негативизму, а в дальнейшем к задержке речи.
Соска, памперс и планшет! Начиная познавать мир, ребенок задает вопросы, плачет, кричит. Соска в такой ситуации – простой способ сохранить собственные нервы, также как и памперс. Не нужно прилагать никаких усилий.
Ребенок все пробует на вкус. Выход – соска.
Опережающее развитие! Необходимо знать не только русский, но и английский или ещё какой-нибудь дополнительный язык, а может быть и два. Да и в четыре года нужно читать. (Завышенные требования родителей к детям.)
В общем таких проблем очень много.
В целом уровень речевого развития у современных детей- дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.
Эта проблема является актуальной. Возьмем к примеру детский сад, в котором я работаю, среднюю группу (26 человек, дети которых обследовал логопед, из них больше половины детей с различными нарушениями в речи. Дети, которые нуждаются в систематических занятиях с логопедом.
На сегодняшний день, к сожалению логопедов в детских садах очень мало, есть речевые детские сады, но попасть в эти сады очень сложно.
В связи с этим передо мной стала проблема поиска новых методов и форм работы с детьми по речевому развитию. Для развития речи детей, в своей работе, я стала использовать пальчиковые игры и нетрадиционные технологии, тем самым выбрав тему по самообразованию «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий», так как эта тема очень актуальна на сегодняшний день.
Традиционные: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без, игры - конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами; кукольные театры: пальчиковый, театр теней, игры с бумагой, песком, водой, крупами, лепка из глины, теста, пластилина, игры на развитие тактильных ощущений «гладкое - шершавое», «чудесный мешочек», разные мозайки, пазлы.
Нетрадиционные : самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами; пальчиковые игры, с использованием разнообразного материала, бросовый, природный, хозяйственно - бытовой, нетрадиционные техники рисования кистью, пальцем, зубной щёткой, рисование по трафаретам, ручной труд, нанизывание бус, игры с прищепками, пуговицами, игры с пробками от бутылок.
Основные формы работы на развитие речи - это индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность воспитателя и логопеда с детьми и свободная самостоятельная деятельность детей в течение дня.
Пальчиковые игры имеют следующие характеристики: универсальность - можно играть в любом месте в любое время, кратковременность - обычно не более 2-5 минут, наличие множества вариантов - одной и той же игры с изменяющимися правилами, постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.
Итоги регулярной работы по развитию мелкой моторики и речи у детей с использованием пальчиковых игр : дети становятся более активными в общении, умеют выражать свое отношение к окружающему, четко и последовательно выражают свои мысли, используют в речи образность, точность языка, а также эти занятия обеспечат им в будущем правильное и красивое письмо в школе, принося удовольствие от выполняемой учебной деятельности. Кроме того, пока движения пальцев у ребенка не станут свободными, не удастся добиться полноценного развития речи.
Таким образом, развитие мелкой моторики рук – это необходимое условие для развития речи детей.
Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Список литературы:
1. М. М. Кольцова «Ребенок учится говорить». Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006.
2. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. Дом «Литера», 2015.
3. https://nsportal.ru социальная сеть работников образования.
4. https://www.maam.ru/ Международный образовательный портал.
5. https://www.razvitierebenka.com/сайт «Развитие ребёнка»
6.https://dohcolonoc.ru/ Сайт для воспитателей детских садов.
7.https://detsad-kitty.ru/ Сайт для детей и взрослых.
8.https://www.moi-detsad.ru/ Всё для детского сада.
9.https://ped-kopilka.ru/ Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".
10. А. Р. Лурия, «Речь и развитие психических процессов ребенка», Просвещение, 2006. - 315 с.