Вагина Екатерина Вениаминовна
Развитие речи через проектную математическую деятельность у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Стендовый доклад
на тему:
«Развитие речи через проектную математическую деятельность
у детей 6-7лет»
Проект «Математическая планета»
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Актуальность.
Темочки:
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
Как известно, у детей с общим недоразвитием речи нарушен грамматический строй речи, связная речь, а это в будущем приводит к проблемам в школьном обучении. Наиболее часто встречающиеся ошибки у таких детей – это согласование слов в предложении, а именно, согласование существительных с числительными (порядковыми и количественными) в роде и падеже, нарушены пространственные и временные понятия, дети плохо запоминают названия цветов, геометрических форм, цифры, плохо развито логическое мышление. Учителя-логопеды постоянно включают в свои занятия по формированию грамматического строя речи игры с математическим содержанием. И поэтому мы решили работать в этом направлении: систематизировать игры, составить каталог имеющегося дидактического материала, для того, чтобы было легче и удобнее находить нужный нам материал для занятий. А также мы решили провести с воспитателями и родителями беседы и консультации о взаимосвязи таких познавательных процессов, как математика и речь, дать возможность познакомиться с дидактическими играми, подборками материалов по математике, т. е. показать пути применения их на практике.
Цель: Создание благоприятных условий для формирования математических представлений с целью развития предпосылок к учебным действиям, теоретического мышления, развития математических способностей и речи.
Задачи проекта :
Обогащение словаря ребёнка словами, обозначающими математические понятия и представления (больше, меньше, плюс, минус, и. т. д, математические обобщения (число, цифры, математические знаки и. т. д.);
Формирование грамматического строя речи (один ежик, одно солнце, одна шишка; один медвежонок, много медвежат и. т. д);
Развитие диалогической речи (ответы на вопросы).
Приобщение к математическим знаниям с учётом возрастных особенностей детей.
Участники проекта : логопеды, воспитатели, родители и дети.
Продолжительность: долгосрочный (январь-апрель.)
Планируемые результаты освоения проекта :
речь станет более связной, появятся сложноподчиненные и сложносочиненные предложения.
улучшается грамматический строй речи – словоизменение и словообразование.
развивается диалогическая речь, монологическая речь
знать числа первого десятка и записывать их;
понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета;
использовать и писать математические знаки +,-,=,<, >;
решать арифметические задачи и зарисовывать, записывать решение;
сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;
устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
дорисовывать геометрические предметы до знакомых предметов;
различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;
рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путём складывания, разрезания);
раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;
измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;
определять время с точностью до получаса;
ориентироваться на листе бумаги;
определять положение предмета по отношению к другому;
решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный
1. Обозначение, определение цели проекта и его мотивация.
2. Подборка литературы, работа с Интернет-ресурсами, приобретение и изготовление новых игр, подборка речевого материала по теме.
2 этап. Практический.
1. Проведение бесед и консультаций с педагогами и родителями по формированию грамматического строя речи во взаимосвязи с математической деятельностью.
2. Применение на практике имеющихся игровых пособий, дидактических игр, речевого материала с математическим содержанием.
3. Привлечение родителей и воспитателей к решению проблемы по формированию грамматического строя речи с помощью математических игр.
3 этап. Итоговый.
1. Организация выставки игр по развитию речи с математическим содержанием.
2. Презентация проекта.
Работа с родителями.
Буклет на тему: «Математика в детском саду», «Математическая физкультминутка»,
«Пальчиками играем-речь улучшаем».
Организация выставки игр по развитию речи с математическим содержанием.
Консультации по запросам родителей.
Работа с детьми.
Игры по разделу: «Количество и счёт».
«Сосчитай», «Количество и счёт», «Сколько?», «Сосчитай слоги», «Исправь ошибку», «Озорные снежинки», «Один – много», Лото «Один, два, пять»
(на разные звуки, «Весёлые пузырьки», «1, 2, 5»,«Сосчитай снежинки», «Домино, «От одного до пяти», «Сосчитай и назови», «Найди отличия», «Кто за кем пришёл?», «Кто первый, кто последний?», «Назови первый слог (звук) (второй, третий) в слове», «Какой звук впереди (позади) заданного?», «Помоги звуковичкам», «Выложи слово», «Расскажи про слово», «Назови соседей» и др.
Игры на ориентировку во времени:
«Назови время года», «Что сначала, что потом?», «Определи части суток», «Назови приметы времен года», «Назови зимние (весенние, летние, осенние) месяцы», «Все о времени» и др.
Игры на ориентирование в пространстве:
«Целое из частей», «Где кто находится?», «Разрезные картинки», «Буквенный конструктор», «Предлоги», «Дорожки», «Лабиринты», «Сравнение предметов» (по высоте, ширине, длине и т. д., «Антонимы», «Весёлые матрешки», «Весёлый Гномик», «Найди похожую», «Справа-слева. Сверху-снизу» и др.
Игры с геометрическими фигурами:
«Весёлый Гномик», «Разноцветные коврики», «Разноцветные странички», «Геометрическая мозаика», «Расскажи про свой узор», «Парные картинки», «Большой – маленький», «Цвет и числа», «Цвет и форма», «Геометрические формы», «Сложи сам» и др.
Игры на логическое мышление:
«Найди отличия», «Небылицы», «Что сначала, что потом», «Найди тень», «На что похоже?», «Найди такой же», «Фантазёры», «Найди пропущенную букву», «Прочитай слово по первым звукам слов», «Чего не стало?», «Доскажи предложение», «Сложи узор» и др.
Коррекционно-развивающие игры с математическим содержанием.
Пальчиковые игры и упражнения.
Координация речи с движением.
Игры на коррекцию зрения.
Дыхательные упражнения.
Литературные произведения с математическим содержанием.
Сказки, рассказы.
Пословицы, поговорки с числами.
Чистоговорки, стихи с числами.
Забавные математические и логические загадки.