Анастасия Звягинцева
Развитие речевой культуры воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речевой культуры воспитанников через совершенствование звуковой и интонационной культуры речи, через обогащение их активного словаря»
Из всех образовательных областей - Речевое развитие наиболее актуально в дошкольном возрасте. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка в дальнейшем и его успешного обучения в школе.
Темочки:
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает несколько компонентов. В рамках своего выступления я бы хотела обратить ваше внимание на такие как:
1) овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
2) обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы);
Слайд 7-9. Для формирования правильного произношения звуков важно развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание и фонематический слух
Слайд 10-16. Для этой цели используем игры такие как: белый -красный, кто как разговаривает, листопад, определи место игрушки, вьюга, цепочка слов, отвечай- не торопись.
В процессе данных игр дети учатся интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове, расширяют свой словарный запас, развивают быстроту реакций, учатся плавно свободно выдыхать, активизируют свои губные мышцы, добиваются умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов, развивают длительный речевой выдох, на одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и от громкого к тихому, развивают сообразительность, учатся слышать и выделять определённые звуки в словах, подбирать слова к представленным схемам.
Слайд 17-19. Пожалуй, самое трудное в развитии речи дошкольников это необходимость вовремя сформировать словарный запас ребенка.
К 5 годам запас слов должен быть примерно 2000-2500.
У семилетних детей в словаре до 4000 слов.
При усвоении значения слов, отмечается, что словарный запас дошколят увеличивается за счет существительных и глаголов, так как они по своему значению наиболее близки детям. Ведь изучение окружающего мира идет с помощью названий предметов и действий с ними.
Гораздо труднее происходит накопление прилагательных. Нужно помнить, что такая особенность совершенствования детского словаря зависит от воспитания, манеры поведения окружающих взрослых и особенностей психики дошколенка.
Также трудности возникают от того, что прилагательное относится к абстрактной части речи и достаточно трудно воспринимается детьми. Речь взрослых, богатая эпитетами, сравнениями, становится примером для подражания.
Слайд 20-21. Для решения задач относительно обогащения словаря дошкольника прекрасно подходит синквен. Синквейн - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Начиная учить детей составлять синквейны, я в работе предлагала детям составить его на тему, хорошо им знакомую («Семья», «Детский сад» и т. д.)
Очень важно поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета. Безусловно, через поощрение этот навык закрепляется успешно.
На любой непосредственно образовательной деятельности дети получают от нас информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле.
Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.
Слайд 22-24. Классический традиционный синквейн составляется так:
-Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
-Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
-Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
-Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
-Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.
Примеры составления синквейна
1. Кукла.
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя кукла самая красивая.
5. Игрушка.
1. Машина.
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.
1. Дождь.
2. Мокрый, холодный.
3. Капает, стучит, льется.
4. Я не люблю дождь.
5. Вода.
Слайд 25-29. Синквейн состоит из 5 строк. Его форма напоминает елочку. Где первая строка состоит из одного слова, вторая из двух слов и т. д.
Слайд 30-31. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми проводят фронтально, в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Для детей, не владеющих чтением, предлагается алгоритм с графическими схемами, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют совместно с родителями и «читают их» в поэтическом кресле под музыку для всех детей. Важно понимать, что синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия, изучения темы, проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Таким образом, используя все направления по развитию культуры речи представленные в данной презентации можно добиться высоких показателей эффективности при работе с детьми дошкольного возраста.