Лукошкина
Развитие речевой активности и инициативы дошкольников в процессе реализации исследовательской и проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие речевой активности и инициативы дошкольников
в процессе реализации исследовательской и проектной деятельности»
Лукошкина Т. А.
Речевая активностью и инициативность дошкольников - это свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в общении, активном овладении языком».
Публикация «Развитие речевой активности и инициативы дошкольников в процессе реализации исследовательской и проектной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для развитие речевой активности и инициативы дошкольников мы реализуем как исследовательскую, так и проектную деятельности.
Целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т. п. Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.
Целью проектной деятельности – реализация проектного замысла. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Именно в исследовательской деятельности ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.
При организации исследовательской работы по развитию речевой активности и инициативы дошкольников необходимо соблюдать определё нные правила:
1. Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо;
2. Не сдерживать инициативу детей;
3. Не делать за них то, что они могут сделать;
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
Позиция педагога - поддерживать и поощрять инициативу ребенка.
Для развития речевой активности и инициативы дошкольников работу в группе по исследовательской деятельности я провожу по следующим направлениям:
1. Образовательная деятельность с детьми. Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей мною проводятся опыты и эксперименты. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
2. Совместная деятельность взрослого с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Весной дети занимаются посадкой лука, семян цветов, наблюдают, как развиваются растения, приходят к выводу, что необходимо растениям для роста. Знакомство с водой происходит в процессе хозяйственно-бытового труда (мытьё рук, лица, игрушек).
1. Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи
«Поиграем в сказку»
Взрослый предлагает ребёнку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трё х вариантах:
- Кто сидел на моем стуле?
- Кто ел из моей чашки?
- Кто спал в моей постели?
- Кто же был в нашем доме? И т. п.
«Испорченный телефон»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Игровые правила. Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Игровое действие: шепотом передавать слово на ухо рядом сидящему игроку.
Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Провинившийся занимает место последнего в ряду.
«Светофор»
Взрослый дает ребёнку два кружка – красный и зелё ный и предлагает игру: если ребёнок услышит правильное название того, чтобы изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чё тко произносит звукосочетания:
Баман Паман Банан Банам Витамин Митанин Фитамин ваван даван
Баван ванан витанин митавин фитавин альбом айбом аньбом
Авьбом клетка кьетка клетта альпом альмом альном аблем кьекта
Кветка тлекта