Татьяна Большева
Развитие речевого дыхания
▼ Скачать + Заказать документы
Очень важна выработка правильного речевого дыхания. Что такое речевое дыхание? Мы все дышим и это процесс непрерывный, постоянный. И разговариваем мы тоже одновременно с дыханием. Поэтому очень важно, чтобы эти два важных процесса не мешали друг другу, а помогали. Человек делает вдох и выдох. Вдох короче выдоха примерно в 3 раза. Мы говорим фразы, как бы выдыхая их. У детей с речевой патологией часто наблюдается дыхание поверхностное, с подниманием плеч, шумное, прерывистое. Мы работаем над выработкой правильного речевого дыхания.
Публикация «Развитие речевого дыхания» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Предлагаю Вам несложные упражнения. Мы научимся сначала дифференцировать вдох – выдох. Как это делаем с малышами на начальном этапе. Помогут нам его выполнить схемы дыхания.
Вдох – выдох носом: Вдох – выдох ртом:
Вдох носом – выдох ртом: Вдох ртом – выдох носом:
А теперь выполним несложный комплекс:
1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.
2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем – вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.
3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м).
4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).
5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах – как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а….).
6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф….).
7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.
8. Вдох через нос, выдох – высунуть язык (он должен быть расслаблен, поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).
Поупражняемся в выдыхании слов, фраз, предложений. Сделав вдох носом, на выдохе произнесем слово «солнце». А теперь фразу «солнце светит», а теперь «солнце светит ярко», «солнце светит ярко всем».
Нужно отметить и необходимость сильной и правильной воздушной струи для коррекции звукопроизношения.
Для каждого звука речи характерна определённая воздушная струя. Например:
- для звуков «С», «З» - воздух проходит посередине языка, воздушная струя холодная;
- для звуков «Ш», «Ж» - воздух проходит посередине языка, который «чашечкой» поднят за верхние зубы, воздушная струя тёплая;
- для звука «Л» - воздушная струя проходит по бокам широкого языка, прижатого кончиком к верхним альвеолам;
- для звука «Р» - очень сильная воздушная струя. Язычок на выдохе начинает вибрировать.
Предлагаю произнести эти звуки и прочувствовать направление воздушной струи. Теперь произнесем с направлением воздушной струи в неправильном направлении (боковое, межзубное).
Вывод: для получения правильного произношения дефектных звуков, наряду с коррекцией положения органов артикуляции, необходимо добиться и правильной, сильной воздушной струи.
Для развития сильной воздушной струи рекомендую приобрести для игр дома:
воздушные шары, ветрячки (вместе с родителями тренируемся работать с этими атрибутами, делая правильный вдох и выдох).
Воздушная струя должна быть не только сильной, но и плавной. Для развития плавной воздушной струи рекомендую приобрести для игр дома: мыльные пузыри, вату, вырезать из бумаги шаблоны рыбок, цветов и т. п. (вместе с родителями тренируемся работать с этими атрибутами, делая правильный вдох и выдох).
Так же обратите внимание на памятку с описанием забав, представленную Вашему вниманию.
В ней отражены такие упражнения, как «снег», «кораблики», «футбол», «дудочка», «волшебные пузыри», «цветочный магазин», «губная гармошка», «свеча», «буль – бульки». Ознакомьтесь с этой картотекой, а иллюстрации к ней помогут Вам.
Данные памятки предлагаю Вам для домашнего использования. Они позволят в игровой форме, непринуждённо развить у ребёнка сильную, правильную воздушную струю. Это позволит облегчить и ускорить ход коррекции звукопроизношения.
Ознакомимся с некоторыми упражнениями, которые мы используем в работе с детьми. Данные упражнения сложны, но полезны и интересны.
Фокус
Положите ватку на кончик носа, широкий язык в положении «лопатка». Подуть на ватку плавно и с силой, чтобы ватка полетела вверх.
То же из положения «чашечка».
Загони мяч в ворота
Предложить ребёнку подуть на вырезанный из бумаги круг, ватку из положения «лопатка», «трубочка» таким образом, чтобы данные предметы попали в предполагаемые ворота.
Кто быстрее?
На край стола положите палочки, ватки, шаблоны и т. п. Предложить устроить соревнование, кто быстрее свой предмет додует до назначенной цели, но с условием, что предмет не упадёт на пол.
Виражи
На столе нарисуйте, выложите нитками и т. п. извилистые дорожки. Предложите ребёнку дуть предмет (ватку, шаблоны, кусочек салфетки) по этой дорожке.
«Охотник идёт по болотам»
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлё пать ладошками по щекам: получается хлопающий звук.