Светлана Фролова
Развитие предпосылок сюжетной-ролевой игры в группе детей 3 года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко»
города Котовска Тамбовской области
Выступление в рамках заседания ГМО
воспитателей ясельных групп на тему :
«Развитие предпосылок сюжетной-ролевой игры в группе детей 3 года жизни»
Подготовила: Светлана Ивановна Фролова,
воспитатель
«Развитие предпосылок сюжетной-ролевой игры в группе детей 3 года жизни»
Публикация «Развитие предпосылок сюжетной-ролевой игры в группе детей 3 года жизни» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В играх наиболее ярко проявляется личность ребенка.
Ранний возраст – это основа развития игровой деятельности детей. Вначале ребенок осваивает действие с предметом и повторяет те действия взрослых, которые он наблюдает, и которые его заинтересовали. Взрослый, может дать знания о назначении предметов и показать приемы их использования, участвуя в деятельности ребенка на правах организатора, помощника и старшего партнера.
Для возникновения игровой (условной) ситуации необходимо, чтобы сначала ее создавал взрослый. Это возможно как через интерпретацию его действий («Ты, как мама, кормишь свою дочку!», так и через специальное создание небольших драматизаций, когда игрушки начинают «разговаривать» между собой и с ребенком, представлять знакомые ему сценки и т. д.
Если ребенок принимает игровые задачи и включается в игру, сюжет можно усложнять, вводя новые задачи («Давай покормим киску! Ой, а каши – то нет! Кто же сварит? А где кастрюлька?А где же ложка?»).
На третьем году жизни рекомендуется постепенно вводить предметы – заместители. Например, вместо градусника – палочка, вместо тарелки лист бумаги. Дети этого возраста легко принимают их. При этом важно помнить, что предмет – заместитель является «заменителем» не игрушки, а предмета.
Для развития сюжетно-отобразительной игры и подготовке перехода к сюжетно- ролевой игре следует обогащать представления детей : читать им сказки, рассказывать по картинкам. Чаще всего сюжетно-отобразительные игры детей индивидуальны. Нельзя мешать ребенку самому осуществлять какие-либо действия, даже если он выполняет их медленно и не очень уверенно. Помощь малышу следует оказывать незаметно, неназойливо, воспитывая у него уверенность в своих силах. Дети испытывают истинное удовольствие от своих первых самостоятельных успехов, и надо уметь порадоваться вместе с малышом. Малышам нравятся ситуации, когда они могут чем-либо помочь сверстникам или старшим (найти игрушку, перенести вдвоем нетяжелый крупный предмет и т. д.).
Речь воспитателя должна сопровождаться шутками, потешками, простыми загадками «Кто как кричит?», «Кто как ходит?». Народное творчество органически вписываются в жизнь детей : такие игры можно использовать на занятии, на прогулке, в быту.
Обучающую игру лучше начинать с показа игрушек, пояснения их свойств, действий с ними. Затем можно предложить детям игровую задачу: «Кукла запачкалась. Выкупаем Машеньку», «У мишки праздник, нарядим его» и т. д. Важно привлекать детей к совместному решению игровой задачи. Это могут быть вопросы к детям («Мишка заболел, машинка сломалась. Что делать?», сюрпризный момент («Зайчик спрятался. Где он?», обращение персонажа к детям «Я кукла Маша. Я пришла к вам в гости» и др.
В какой бы форме воспитатель ни передавал игровой опыт, он направляет детей :
- на развитие сюжета (перенос действий из одних условий в другие, разное сочетание событий, их планирование и др.);
-на совершенствование способов решения игровых задач (игра с игрушками, предметами-заместителями, воображаемыми предметами, обозначение словом роли, ролевые взаимодействия, ролевой диалог);
- на формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми.
Новые игровые умение даются постепенно, повторяются и усложняются.
В первых совместных играх-драматизациях (по русским народным сказкам «Колобок», «Теремок» и др.) дети активно усваивают ролевые отношения, эмоционально – выразительные средства ( учатся говорить за персонажей сказки: мышку, медведя, изменяя интонацию, темп речи).
Рекомендуется проводить с малышами дидактические игры типа «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки». Перед детьми на столе воспитателя игрушечный шкаф и табуретка. Появляется кукла Катя «Она вернулась с прогулки, – поясняет воспитатель сейчас она будет раздеваться». «Уже раздеваюсь», – говорит Катя и начинает снимать ботинки. Катя – останавливает ее педагог, – не снимай ботинки». Не снимай ботинки – говорят и дети. (Хоровое и индивидуальные высказывания). Вначале Катенька надо снять пальто, продолжает воспитатель. (Хоровое и индивидуальные повторения фразы).
Воспитатель снимает с куклы пальто и помогает ей повесить его в шкаф. Дети говорят: «Пальто повесила в шкаф. Катя повесила пальто». А что мне сейчас снимать? – спрашивает у детей кукла. Подскажи мне Оля. Снимай шапочку. Положи ее в шкаф, советуют дети. Катя забывает повесить кофточку и уходит. Вернись Катя! Ты не положила в шкаф кофту! – зовут дети. (Хоровое и 2-3 индивидуальных высказывания). Катя возвращается и убирает кофточку.
Подведем итог. Педагогу необходимо:
- организовать совместные со взрослым инсценировки знакомых детям по их опыту ситуаций, а также простых художественных текстов (знакомых сказок, стишков);
- поддерживать сюжетно-отобразительные игры, в которых ребенок отображает назначение различных бытовых предметов, стремясь к их адекватному, принятому в обществе использованию (ложкой едят, машину нагружают и возят и т. д.);
- осуществлять педагогическую поддержку игры по ходу развития сюжета, наполнять предметное содержание игры смыслом общения одного человека с другим;
- стимулировать появление игровых сюжетов и возникновение интереса к игре другого ребенка;
- демонстрировать и поощрять игры с назначением предметов, помимо игрушек использовать разнообразные предметы-заместители (кубик- котлетка, найденные на прогулке палочки, побольше и поменьше – мама и малыш и т. д.); поощрять самостоятельность в игре и подборе игрушек;
- использовать моменты понимания словесного обозначения предметов и действий как важную предпосылку формирования предметов и действий как важную предпосылку формирования ролевого поведения;
- организовывать прослушивание сказок, показ картинок, слайдов, мультфильмов, водить на тематические прогулки, что обогащает содержание игр.
Также хочу обратить ваше внимание на то, что при отборе игрушек воспитатель учитывает два педагогических аспекта: тематику игрушек, обозначенную обычно в их названии (кукла-малыш, кукла-бабушка, машина легковая, машина грузовая и т. д.).
Игрушки надо подобрать так, чтобы каждая радовала ребенка, была ему понятна и удобна в игре.
Играйте с детьми с удовольствием, спасибо за внимание!