Лучший педагог года

Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы

Татьяна Коростелева
Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется один из эффективных видов деятельности дошкольников – поисково-исследовательский, который занимает всё более прочное место в работе с детьми в ДОУ. Каждый из нас, педагогов, прекрасно понимает, что особое значение для развития личности ребенка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека, т. к. овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Главную роль в этом должна играть активизация познавательной деятельности ребенка. Поэтому, ведущей деятельностью должна быть выбрана поисково-исследовательская, основным методом которой является экспериментирование. Главное достоинство этого метода – непосредственный контакт ребенка с предметами и материалами, что дает детям реальное представление об изучаемом объекте, познание его свойств, качеств, возможностей. Поэтому знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда осознанны и более прочны. Ведь в процессе эксперимента ребенок удовлетворяет свою любознательность, обогащает память, внимание, активизирует мыслительную деятельность, т. к. постоянно возникает необходимость наблюдать, размышлять, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать соответствующие выводы. (Пример) Не зря великий И. Г. Песталоцци говорил: «Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, полет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит и червяк учит больше и лучше. Молчи!» Дети действительно очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. (Пример)Исследования и опыты можно включать в различные формы работы с детьми: экскурсии, прогулки, наблюдения, трудовую, самостоятельную или совместную деятельность, главное, чтобы работа, направленная на развитие поисково-познавательной деятельности способствовала решению следующих задач:

Публикация «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы» размещена в разделах

- формирование диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развитие собственного познавательного опыта;

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Экспериментально-исследовательская деятельность, как стержневая, может быть обрамлена другими видами деятельности :

1. Чтение художественной литературы, вводящей в конкретную тему, затем экспериментирование. ( Пример: «Федорино горе» К Чуковского и «Посуда для Федоры»)

2. Познавательно-исследовательская, затем продуктивная. ( Пример: «Воздух» и рисование «Воздушные шарики»

3. Познавательно-исследовательская и сюжетная игра. ( Пример: «История создания книги» и с. р. и. «Музей»)

Не надо забывать и о том, что поисково-познавательная деятельность должна усложняться в соответствии с возрастной категорией детей. (Показ усложнения на примере тем «Вода», «Воздух», «Бумага») Кроме того, она должна строиться не в виде «урока», а в форме партнерской деятельности с взрослым. Партнерская позиция педагога способствует развитию у детей активности, умения самостоятельно принимать решения, пробовать делать что-то, не боясь что получится не правильно, вызывает стремление к достижению нужного результата, способствует эмоциональному комфорту и развитию познавательной активности. При этом необходимо помнить, что при проведении опытов и экспериментов, дети в силу возрастных особенностей еще не могут постоянно, на протяжении всего исследования следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. (Пример) Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, кроме того, обеспечивают развитие двух типов детской активности : собственной, полностью определяемой им самим и активности, стимулируемой взрослым. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка, так как он воспринимает и применяет их как собственные.

Таким образом, экспериментально-исследовательская деятельность развивает у детей познавательную инициативу, обогащает их представления об окружающем мире, учит устанавливать причинно-следственные, родовидовые, пространственные и временные связи, формирует устойчивый интерес к приобретению знаний, что является одним из основных критериев готовности детей к обучению в школе.

Публикации по теме:

Проектная деятельность. Презентация работы. Совсем недавно в нашем детском саду "Дельфин" прошёл районный семинар по проектной деятельности. Стремление к контакту и взаимодействию.

Экспериментальная деятельность детей в ДОУ В настоящее время мы становимся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный вид деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы
Опубликовано: 29 октября 2014 в 20:38
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности ребёнка в опытно-исследовательской деятельности с объектами живой и неживой природы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Коростелева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД