Вилия Андреева
Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая все с годами становится актуальнее. Это ухудшение нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, которые выражаются в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально-волевой сферы и социальной незрелости детей.
Следует отметить, что роль системы дошкольного образования значительно выросла, поскольку дошкольное образование теперь является первым уровнем общего образования в Российской Федерации.
Публикация «Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2022
Известно, что первоначальное представление о взаимоотношениях людей ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих взрослых. Их поведение, а также их отношение к нему самому, к его поступкам становиться для малыша программой поведения. По образцу, данному взрослыми, он строит отношения с окружающими. Развитие чувств зависит от средств и методов воспитания, от условий в которых он живет. К таким условиям относятся: положение в семье и в детском саду, круг интересов ребёнка, деятельность, в которой он участвует. Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение в становлении личности ребёнка.
Таким образом, задача развития нравственной сферы на данном этапе решается при грамотной организации взаимодействия с воспитанниками. Чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям, являясь примером для подражания, тем успешнее будет решена задача нравственного воспитания.
Особые требования необходимо предъявлять к личности самого педагога, осуществляющего образовательный процесс. Прежде всего, он сам должен стремиться к самосовершенствованию и собственному духовному росту, а также оказывать помощь своим воспитанникам в нравственном взрослении.
Приоритетным направлением нашего дошкольного учреждения, работающего по примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Одной из задач в соответствии с приоритетным направлением можно считать активизацию художественных и музыкальных способностей детей, формирование и развитие театрализованной деятельности воспитанников. Здесь игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Театрализованная игра в свою очередь формирует у детей нравственные качества : доброжелательность, гуманное отношение к людям, уважение к старшим и т. д.
Мы ставили перед собой следующую цель нашей работы: создание условий для работы по развитию нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Для себя раскрыли следующие задачи:
-проанализировали программно-методическое обеспечение по данной теме;
-изучили уровень развития отношений детей и родителей к нравственному воспитанию;
-приобщили детей к элементарным общепринятым нормам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;
-пополнили предметно-развивающую среду игрушками, атрибутами для театрализованной деятельности, иллюстративным материалом, художественной литературой.
В свою очередь театрализованные игры являются эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия.
В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, поступков героев.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития, совершенствования диалогов и монологов, освоения средствами выразительности речи.
Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В развивающей предметно-пространственной среде группы создали театрализованный уголок. Имеются ширма, наборы настольных, кукольных, пальчиковых, магнитных театров, книжки.
Одним из важных направлений в нашей работе считаем взаимодействие с семьями воспитанников. Включение родителей в образовательный процесс – было и остается актуальным направлением работы. Наши родители всегда готовы активно посещать мероприятия, с интересом участвуют в них. Такая форма работы пользуется среди родителей наибольшей популярностью, так как позволяют увидеть реальные достижения своего ребенка.
В своей работе, мы часто используем театрализованную деятельность с воспитанниками на занятиях, в совместной и самостоятельной игровой деятельности в режимных моментах : игры-имитации, игры с театральными куклами, небольшие инсценировки, игры-драматизации.
В ходе работы дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях.
Подводя итог проводимой нами работы с детьми по формированию нравственных качеств личности посредством театрализованной деятельности можно отметить, что воспитанники заметно «выросли» в нравственном плане, стали внимательнее к окружающим, добрее.