Августова Елена
Развитие навыков самообслуживания для дошкольников как средство подготовки детей к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей с целью взаимодействия школы и детских садов «Развитие навыков самообслуживания – как средство подготовки детей к школьному обучению».
Главная цель консультации по развитию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста : достижение единства в трудовом воспитании ребёнка.
Публикация «Развитие навыков самообслуживания для дошкольников как средство подготовки детей к школьному обучению» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Основная задача: убедить воспитателей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач трудового воспитания, создании достаточных условий для приобщения детей к самообслуживанию.
Консультация представлена в виде презентации.
1 слайд. Заголовок.
2 слайд. Самообслуживание – это первый этап трудового воспитания ребёнка, труд ребёнка, направленный на самого себя, имеющий большое значение для формирования человека.
Самообслуживание – это : система знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту самостоятельно поддерживать себя и личные вещи в состоянии, соответствующем принятым санитарно-гигиеническим и бытовым нормам.
Самообслуживание – обеспечивает создание наиболее благоприятных условий жизни школы.
3 слайд. «Трудовое воспитание развивает ум, вооружает знаниями, зажигает в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
Труд является главным фактором для физического, умственного и нравственного совершенствования человека.
Радость труда – могучая воспитательная сила.
К. Д. Ушинский
4 слайд. Навык. умение, доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения.
5 слайд. Трудности по формированию навыков самообслуживания :
- особенности психического, физического, двигательного, сенсорного, интеллектуального, развития детей;
- недостаточное развитие зрительно-моторной координации;
- сверх чувствительность, страхи;
- отсутствие мотивации, коммуникации.
6 слайд. Переходя на ступень школьного обучения, ребёнок должен самостоятельно :
- принимать пищу (кушать, пить, соблюдая гигиену;
- посещать туалетную комнату, соблюдая гигиену;
- умываться, мыть руки с мылом после посещения туалета, после игр, прогулок, перед едой;
- узнавать свою одежду, следить за внешним видом;
- быстро, в определённой последовательности одевать и снимать одежду;
- справляться с ремнём, молниями, шнурками, пуговицами;
- бережно относиться к своим вещам, принадлежностям, убирать их на место;
- знать элементарные способы выхода из сложных ситуаций;
- обладать элементарными навыками этикета и культурного поведения.
7 слайд. Всё это:
- закладывает культурно-гигиенические навыки, внутреннюю культуру ребёнка;
- способствует сохранению и укреплению здоровья, развитию моторики, психических процессов (речи);
- социализирует и адаптирует ребёнка к школьной жизни;
- формируют дисциплину и режим школьного обучения;
- вырабатывает трудолюбие, желание работать в коллективе;
- приносит радость и уверенность в себе, своих силах;
- стремление к цели, упорство в её достижении.
Самое главное, сформированные навыки самообслуживания, помогают ребёнку соблюдать школьный режим, бороться с инфекциями:
- следить за чистотой тела, волос, ушей, носа, ногтей; одежды, обуви;
(волосы должны быть естественного цвета, причёсаны и уложены;
ногти коротко подстрижены, ухожены, без яркого лака);
- следить за чистотой и сохранностью школьных принадлежностей, учебников, тетрадей, дневника, подготавливать их к урокам каждый день;
- выглядеть опрятно, носить соответствующую школьную и физкультурную форму, обувь (завязывать шнурки);
- вовремя приходить в школу, не опаздывать на уроки, особенно урок физкультуры;
- вовремя, с соблюдение правил личной гигиены и уважением к труду уборщиков, посещать туалетную комнату;
- следить за гигиеной рук, не забывать мыть и обрабатывать дез. раствором, особенно после туалета, перед принятием пищи, после уроков труда, рисования;
- своевременно посещать столовую, соблюдая правила поведения и гигиены принятия пищи;
- уважительно относиться к сохранности здания, школы, его имущества
(не портить стены, полы, мебель, различные приспособления и т. д.);
- уважительно, соблюдая правила этикета, относится к окружающим людям (сверстникам, педагогам, обслуживающему персоналу);
- приходить на уроки подготовленным, с выполненным домашним заданием, так как человек, приучивший себя к порядку и труду, не сможет иначе, это будет ниже его достоинства.
Так Ян Амос Коменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес, в том числе и к труду одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.
Слайд 8. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
Уровень развития речи, психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М. М. Кольцова
Всё в этом мире взаимосвязано!
Слайд 9. Цель развития навыков самообслуживания для подготовки ребёнка к школьному обучению : создание организационно-педагогических и социально-психологических условий для трудовой деятельности детей.
10 слайд. Педагогические условия выступают в виде системы, способствующей повышению эффективности формирования навыков самообслуживания у детей. К ним можно отнести:
- информационные (систематическое и целенаправленное обучение самообслуживанию на занятиях, в совместной деятельности и в повседневной жизни);
- технологические (методы, приемы, формы, средства) организации образовательной деятельности);
- личностные (поведение, деятельность, общение, личностные качества субъектов образовательного процесса);
- психологические (благоприятный психологический климат, сотрудничество участников образовательного процесса, пространственно-развивающая среда).
11 слайд. Задачи:
- сформировать умения следить за своим внешним видом, самостоятельно выполнять микро- и целостные процессы самообслуживания, связанные с определенными физическими нагрузками, требующие развития мелкой моторики;
- расширять отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а так же их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания;
- воспитывать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи.
12 слайд. Принципы развития навыков самообслуживания :
- личностная и психофизическая индивидуальность;
- дифференцированного подхода;
- деятельностного подхода;
- доступности и наглядности;
- сознательности и активности;
- гуманистической направленности;
- «зона ближайшего развития» (Л. С. Выготский).
- 13 слайд. Методы и приёмы развития навыков самообслуживания :
- эмпирические (наблюдение, опрос);
- практические (выполнение цепочек действий, показ, пример, поручение, инсценировка, приучение, подражание, повторение действий, контроль, целенаправленное наблюдение, общего напоминания, игры: «Водичка – вода», «Чистые ручки», «Чистюля», «Делаем причёску», «Фонтанчики», «Что нужно кукле?», «Маша растеряша», «Одеваемся на прогулку» и т. д.).
- словесные (инструкция, указания, напоминание, объяснения, беседы, пошаговый показ, использование художественной, дидактической литературы, потешек, песенок, стихов);
- наглядные (показ картинок, иллюстраций);
- поощрительные.
14 слайд. Формы развития навыков самообслуживания :
- индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);
- коллективная (поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).
15 слайд. Работу по развитию навыков самообслуживания необходимо проводить в несколько этапов:
1. подготовительный (изучение литературы, мониторинг детей, заполнение карты развития, консультации и беседы с родителями, составление плана, подбор форм и методов воздействия);
2. организационный (подготовка, разработка наглядного и дидактического материала, пособий, игр и т. д);
3. основной (мотивация, цель, поэтапные задачи, приобретение навыка путём многократных повторений, закрепление движений);
4. подведение итогов (мониторинг).
- 16 слайд. Работа по развитию навыков самообслуживания должна быть спланированной и тщательно подготовленной.
Помогает:
- изучение лексических темы («Части тела», «Гигиена, средства гигиены», Одежда и обувь», «Продукты питания», «Овощи, фрукты», «Посуда», «Мебель», «Этикет» и т. д.);
- игры с модницей куклой («Одеваемся на прогулку», «Обед», «Готовимся ко сну», «Мы идём в туалетную комнату», «Водичка – вода», «Чистые ручки», «Чистюля», «Делаем причёску», «Фонтанчики», «Что нужно кукле?», «Маша растеряша», и т. д.);
- физминутки, пальчиковая гимнастика, упражнения по развитию мелкой моторики, развитию двигательных функций, равновесия
- игры с мелкими предметами, а так же крупой, песком, пластилином, глиной, бумагой, шнуровками, водой;
- художественное творчество (рисование, пластилинография, изучение литературы.
17 слайд. Уровни помощи педагога при работе с детьми:
- совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;
- частичная помощь действием (последнее действие осуществляет сам);
- педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;
- ребенок осуществляет действие сам от начала до конца/ опираясь на пошаговую, подробную инструкцию педагога
ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.
Формируя у ребенка различные умения бытового самообслуживания, важно помнить
о том, что самое трудное в этом – не сделать за него то, что он должен сделать сам.
18 слайд. Пример.
В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков : мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом, произвольно выполняя движения головой, челюстью, языком, губами; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.
Важно вызвать интерес к пище, пища должна быть сбалансированная, вкусная, красивая.
Нельзя заставлять съедать приготовленное блюдо, принуждение способно нарушить пищеварительную систему ребёнка и привести к проблемам с психикой.
Оказывается, правильный приём пищи помогает детям с ДЦП научиться говорить!
19 слайд. Спасибо за внимание!
Помните – развитие навыков самообслуживания является важным этапом подготовки детей к школьному обучению.