Папки-передвижки

Развитие навыков самообслуживания для дошкольников как средство подготовки детей к школьному обучению

Августова Елена
Развитие навыков самообслуживания для дошкольников как средство подготовки детей к школьному обучению
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей с целью взаимодействия школы и детских садов «Развитие навыков самообслуживания – как средство подготовки детей к школьному обучению».

Главная цель консультации по развитию навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста : достижение единства в трудовом воспитании ребёнка.

Публикация «Развитие навыков самообслуживания для дошкольников как средство подготовки детей к школьному обучению» размещена в разделах

Основная задача: убедить воспитателей в том, что успех в воспитании возможен только при условии единства в подходе к решению задач трудового воспитания, создании достаточных условий для приобщения детей к самообслуживанию.

Консультация представлена в виде презентации.

1 слайд. Заголовок.

2 слайд. Самообслуживание – это первый этап трудового воспитания ребёнка, труд ребёнка, направленный на самого себя, имеющий большое значение для формирования человека.

Самообслуживание – это : система знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту самостоятельно поддерживать себя и личные вещи в состоянии, соответствующем принятым санитарно-гигиеническим и бытовым нормам.

Самообслуживание – обеспечивает создание наиболее благоприятных условий жизни школы.

3 слайд. «Трудовое воспитание развивает ум, вооружает знаниями, зажигает в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».

Труд является главным фактором для физического, умственного и нравственного совершенствования человека.

Радость труда – могучая воспитательная сила.

К. Д. Ушинский

4 слайд. Навык. умение, доведенное до автоматизма; компонент практической деятельности, проявляющийся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного повторения.

5 слайд. Трудности по формированию навыков самообслуживания :

- особенности психического, физического, двигательного, сенсорного, интеллектуального, развития детей;

- недостаточное развитие зрительно-моторной координации;

- сверх чувствительность, страхи;

- отсутствие мотивации, коммуникации.

6 слайд. Переходя на ступень школьного обучения, ребёнок должен самостоятельно :

- принимать пищу (кушать, пить, соблюдая гигиену;

- посещать туалетную комнату, соблюдая гигиену;

- умываться, мыть руки с мылом после посещения туалета, после игр, прогулок, перед едой;

- узнавать свою одежду, следить за внешним видом;

- быстро, в определённой последовательности одевать и снимать одежду;

- справляться с ремнём, молниями, шнурками, пуговицами;

- бережно относиться к своим вещам, принадлежностям, убирать их на место;

- знать элементарные способы выхода из сложных ситуаций;

- обладать элементарными навыками этикета и культурного поведения.

7 слайд. Всё это:

- закладывает культурно-гигиенические навыки, внутреннюю культуру ребёнка;

- способствует сохранению и укреплению здоровья, развитию моторики, психических процессов (речи);

- социализирует и адаптирует ребёнка к школьной жизни;

- формируют дисциплину и режим школьного обучения;

- вырабатывает трудолюбие, желание работать в коллективе;

- приносит радость и уверенность в себе, своих силах;

- стремление к цели, упорство в её достижении.

Самое главное, сформированные навыки самообслуживания, помогают ребёнку соблюдать школьный режим, бороться с инфекциями:

- следить за чистотой тела, волос, ушей, носа, ногтей; одежды, обуви;

(волосы должны быть естественного цвета, причёсаны и уложены;

ногти коротко подстрижены, ухожены, без яркого лака);

- следить за чистотой и сохранностью школьных принадлежностей, учебников, тетрадей, дневника, подготавливать их к урокам каждый день;

- выглядеть опрятно, носить соответствующую школьную и физкультурную форму, обувь (завязывать шнурки);

- вовремя приходить в школу, не опаздывать на уроки, особенно урок физкультуры;

- вовремя, с соблюдение правил личной гигиены и уважением к труду уборщиков, посещать туалетную комнату;

- следить за гигиеной рук, не забывать мыть и обрабатывать дез. раствором, особенно после туалета, перед принятием пищи, после уроков труда, рисования;

- своевременно посещать столовую, соблюдая правила поведения и гигиены принятия пищи;

- уважительно относиться к сохранности здания, школы, его имущества

(не портить стены, полы, мебель, различные приспособления и т. д.);

- уважительно, соблюдая правила этикета, относится к окружающим людям (сверстникам, педагогам, обслуживающему персоналу);

- приходить на уроки подготовленным, с выполненным домашним заданием, так как человек, приучивший себя к порядку и труду, не сможет иначе, это будет ниже его достоинства.

Так Ян Амос Коменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес, в том числе и к труду одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения.

Слайд 8. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

Уровень развития речи, психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. М. М. Кольцова

Всё в этом мире взаимосвязано!

Слайд 9. Цель развития навыков самообслуживания для подготовки ребёнка к школьному обучению : создание организационно-педагогических и социально-психологических условий для трудовой деятельности детей.

10 слайд. Педагогические условия выступают в виде системы, способствующей повышению эффективности формирования навыков самообслуживания у детей. К ним можно отнести:

- информационные (систематическое и целенаправленное обучение самообслуживанию на занятиях, в совместной деятельности и в повседневной жизни);

- технологические (методы, приемы, формы, средства) организации образовательной деятельности);

- личностные (поведение, деятельность, общение, личностные качества субъектов образовательного процесса);

- психологические (благоприятный психологический климат, сотрудничество участников образовательного процесса, пространственно-развивающая среда).

11 слайд. Задачи:

- сформировать умения следить за своим внешним видом, самостоятельно выполнять микро- и целостные процессы самообслуживания, связанные с определенными физическими нагрузками, требующие развития мелкой моторики;

- расширять отчетливые представления о предметах одежды и обуви, а так же их назначении и способах использования, правилах обращения с предметами для детского самообслуживания;

- воспитывать первые проявления сотрудничества со сверстниками, развивая сопереживание, эмоциональную отзывчивость, умение пользоваться общепринятыми способами оказания и принятия помощи.

12 слайд. Принципы развития навыков самообслуживания :

- личностная и психофизическая индивидуальность;

- дифференцированного подхода;

- деятельностного подхода;

- доступности и наглядности;

- сознательности и активности;

- гуманистической направленности;

- «зона ближайшего развития» (Л. С. Выготский).

- 13 слайд. Методы и приёмы развития навыков самообслуживания :

- эмпирические (наблюдение, опрос);

- практические (выполнение цепочек действий, показ, пример, поручение, инсценировка, приучение, подражание, повторение действий, контроль, целенаправленное наблюдение, общего напоминания, игры: «Водичка – вода», «Чистые ручки», «Чистюля», «Делаем причёску», «Фонтанчики», «Что нужно кукле?», «Маша растеряша», «Одеваемся на прогулку» и т. д.).

- словесные (инструкция, указания, напоминание, объяснения, беседы, пошаговый показ, использование художественной, дидактической литературы, потешек, песенок, стихов);

- наглядные (показ картинок, иллюстраций);

- поощрительные.

14 слайд. Формы развития навыков самообслуживания :

- индивидуальная (отрабатываются отдельные операции);

- коллективная (поведение ребенка подчиняется общему для всей группы детей правилу; при этом работает механизм подражания).

15 слайд. Работу по развитию навыков самообслуживания необходимо проводить в несколько этапов:

1. подготовительный (изучение литературы, мониторинг детей, заполнение карты развития, консультации и беседы с родителями, составление плана, подбор форм и методов воздействия);

2. организационный (подготовка, разработка наглядного и дидактического материала, пособий, игр и т. д);

3. основной (мотивация, цель, поэтапные задачи, приобретение навыка путём многократных повторений, закрепление движений);

4. подведение итогов (мониторинг).

- 16 слайд. Работа по развитию навыков самообслуживания должна быть спланированной и тщательно подготовленной.

Помогает:

- изучение лексических темы («Части тела», «Гигиена, средства гигиены», Одежда и обувь», «Продукты питания», «Овощи, фрукты», «Посуда», «Мебель», «Этикет» и т. д.);

- игры с модницей куклой («Одеваемся на прогулку», «Обед», «Готовимся ко сну», «Мы идём в туалетную комнату», «Водичка – вода», «Чистые ручки», «Чистюля», «Делаем причёску», «Фонтанчики», «Что нужно кукле?», «Маша растеряша», и т. д.);

- физминутки, пальчиковая гимнастика, упражнения по развитию мелкой моторики, развитию двигательных функций, равновесия

- игры с мелкими предметами, а так же крупой, песком, пластилином, глиной, бумагой, шнуровками, водой;

- художественное творчество (рисование, пластилинография, изучение литературы.

17 слайд. Уровни помощи педагога при работе с детьми:

- совместное действие, осуществляемое «рука в руку» с ребенком, сопровождаемое пошаговой инструкцией или комментарием действий;

- частичная помощь действием (последнее действие осуществляет сам);

- педагог помогает начать действие, а продолжает и заканчивает ребенок самостоятельно при контроле взрослого;

- ребенок осуществляет действие сам от начала до конца/ опираясь на пошаговую, подробную инструкцию педагога

ребенок осуществляет действие полностью самостоятельно.

Формируя у ребенка различные умения бытового самообслуживания, важно помнить

о том, что самое трудное в этом – не сделать за него то, что он должен сделать сам.

18 слайд. Пример.

В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков : мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом, произвольно выполняя движения головой, челюстью, языком, губами; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

Важно вызвать интерес к пище, пища должна быть сбалансированная, вкусная, красивая.

Нельзя заставлять съедать приготовленное блюдо, принуждение способно нарушить пищеварительную систему ребёнка и привести к проблемам с психикой.

Оказывается, правильный приём пищи помогает детям с ДЦП научиться говорить!

19 слайд. Спасибо за внимание!

Помните – развитие навыков самообслуживания является важным этапом подготовки детей к школьному обучению.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Пособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возрастаПособие для развития навыков самообслуживания у детей раннего возраста Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возрастаФормирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста Ранний возраст (1 – 3 лет) является сложным для ребенка и очень насыщенным. У маленького человечка появляется стремление к самостоятельности.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Консультация для родителей «Воспитание навыков самообслуживания у детей 4 года жизни» Основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет. Что такое вообще, эти навыки самообслуживания? Самообслуживание.

Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению»Консультация для родителей «Рекомендации по подготовке детей к школьному обучению» Добрый день, коллеги! Хочу представить вам мою консультацию для родителей "Рекомендации по подготовке детей к школе" Возраст 6–7 лет.

Проект «Использование игровых приемов при формировании КГН и навыков самообслуживания у детей второй группы раннего возраста» .

Фотоотчет «Проект по формированию навыков самообслуживания и КГН у детей младшей группы «В гостях у Мойдодыра»Фотоотчет «Проект по формированию навыков самообслуживания и КГН у детей младшей группы «В гостях у Мойдодыра» «В гостях у МОЙДОДЫРА» Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема.

Советы педагога-психолога для родителей о подготовке детей к школьному обучению В своей практике я использую консультирование родителей по поводу проблем их детей. Многих родителей интересует информация о подготовке.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков самообслуживания для дошкольников как средство подготовки детей к школьному обучению
Опубликовано: 19 октября 2021 в 20:01
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие навыков самообслуживания для дошкольников как средство подготовки детей к школьному обучению» (включая файлы) размещена пользователем Августова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД