ольга ходаренко
Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста через чтение, рассказывание, обыгрывание сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования.
Одной из форм функциональной грамотности является социально-коммуникативная грамотность.
В качестве одного из средств формирования предпосылок коммуникативной грамотности выступает – сказка.
Публикация «Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста через чтение, рассказывание, обыгрывание сказок» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
В 2021 году, набрав группу детей раннего возраста, определила для себя тему работы по самообразованию «Развитие навыков общения у детей дошкольного возраста посредством сказок». Так как общение для детей в раннем возрасте становится необходимой потребностью и приобретает огромное значение в формировании личности. Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка добром, лаской, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал. Опыт работы позволяет отметить, что сказка, как ни что другое, является положительным во многих отношениях инструментом воздействия на детей. Поэтому тема моего сегодняшнего выступления «Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста посредством сказок»
Сказка – это волшебный и увлекательный мир, который манит ребенка удивительными приключениями, героями и превращениями. Она входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Сказка исключает нравоучительность и включает игровое общение. Дети очень любят сказки, легко их запоминают, подражают персонажам. Именно со сказки начинается знакомство ребенка с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Цель работы: Создание условий для развития коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста посредством сказки.
Используя сказку в своей работе, поставила для себя следующие задачи:
- знакомить с содержанием сказок;
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни;
- помогать усвоению детьми на примерах из сказок правил поведения в повседневной жизни.
- создавать условия для активного включения детей во все виды деятельности, связанные с образным строем и сюжетом сказки;
- помочь родителям понять особую роль сказки в воспитании ребенка; раскрыть ценность совместного творчества с детьми.
При работе с детьми младшего дошкольного возраста я использую сказки, которые охватывают все образовательные области. Особенно гармоничным ресурсом сказка является для социально коммуникативного развитие младшего дошкольника.
Для того, чтобы сказка имела воспитательное значение, работу начала с раннего возраста. Прежде всего учила слушать сказки, следить за развитием сюжета в сказке, сочувствовать положительным героям. По ходу чтения сказки старалась давать оценку сказочным героям. Например, лиса хитрая, а волк глупый верит ей (сказка «Лисичка-сестричка и серый волк», петушок храбрый, выгнал лису из домика зайца (Заюшкина избушка). Эти комментарии влияют на нравственное воспитание детей и формируют у них систему ценностей. Воспитание детей сказками убеждает, что сказки являются для детей уроками нравственности. Герои сказок наделены смелостью, трудолюбием, храбростью, честностью. С помощью сказки старалась показать детям, что бывает, если герои обманывают или поступают не по совести. Из сказки ребенок узнает, что дружба помогает победить зло и что зло всегда бывает наказано. Чтение сказок помогает мне сблизиться с детьми духовно. Через сказку легче объяснить малышу что такое «хорошо» и что такое «плохо». Большую роль в формировании навыков общения играет речь, а сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей. Мои ребятишки, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их значением.
Немаловажную роль в развитии общения играет обыгрывание сказок. Для инсценировок я использую настольный театр, кукольный, театр на палочках и обыкновенные игрушки, актерская деятельность побуждает малышей к активной работе в коллективе.
Для достижения цели была создана соответствующая предметно-развивающая среда :
Книжный уголок. Где ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее.
Настольный театр по сказкам. Настольный театр развивает у детей любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогает справиться с застенчивостью, способствуют развитию речи, воображения, внимания, расширению кругозора.
Пальчиковый театр. Ребенок может одеть любого персонажа себе на пальчик, и поиграть. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.
Набор масок и костюмов для игр-инсценировок по русским народным сказкам.
Сказки-раскраски. Дети с удовольствием раскрашивают полюбившихся персонажей.
Настольно-печатные игры по сказкам. Это кубики, пазлы, разрезные картинки.
Чтобы работа была более эффективной, привлекала родителей. Для того чтобы вызвать интерес родителей и привлечь к работе, использовала различные формы работы:
консультации по запросам родителей: «Роль сказок в развитии речи ребенка», «Сказка – ложь, да в ней намек»;
родительском собрание с показом презентации «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»;
помощь в оснащении группы игровым материалом;
помощь в изготовлении костюмов, атрибутов к сказкам;
Вывод:
В результате проведенной работы у детей повысился интерес к сказкам, они умеют слушать. Благодаря сказкам, мои малыши научились говорить вежливые слова, отличать хороший поступок от плохого, некоторые могут пересказывать небольшие сюжеты сказок. Познакомились с таким понятием как сопереживание и сочувствие, научились поддержать друг друга в трудную минуту.