Татьяна Рыбкина
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Сегодня я познакомлю вас с многообразием способов развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Еще В. А. Сухомлинский писал, что «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев».
Темочки:
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
. В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза на кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает проблема.
Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьезно заняться этим забавным и полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент.
Слайд 2. Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.
Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, в наше время во всём мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Объясняется это просто: еще 20 лет назад не было обуви и одежды на липучках. Зато были ботиночки на шнуровке, одежда с пуговицами, крючками и завязками. Дети ежедневно завязывали шнурки, застёгивали пуговицы и крючки, таким образом, тренируя свои пальчики! Ведь для таких движений требуется сноровка и развитие мелкой моторики. А сейчас дети освобождены от сложного процесса зашнуровывания ботиночек и аккуратного застёгивания пуговок. Выходит, что раньше мелкая моторика детей развивалась за счёт таких обыденных действий, а сейчас она страдает. Соответственно, страдают и речевые навыки, появляются проблемы с письмом, ведь моторика и речь тесно связаны.
Слайд 3. У многих детей с ОВЗ отмечается следующие особенности развития моторики :
- очень бедный опыт практической деятельности с предметами,
- бедный запас знаний об окружающем мире,
- нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления
- недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; неловкость, несогласованность движений рук.
Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью. Нарушения моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Слайд 4. Мелкая моторика - основа развития психических процессов:
В основе любого действия – видения, слышания, говорения, письма, чтения – лежат так называемые базовые «схемы - движения». Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с такой же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются эффективным средством повышения работоспособности головного мозга. Мелкая моторика - основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления и речи. Чтобы обеспечить наиболее полное познание ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира, необходимо заниматься развитием мелкой моторики ребенка.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте до трех лет нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, "Сорока" «Ладушки», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.
Слайд 5. Игры с предметами домашнего обихода.
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговки, бусинки, крупа, спички др.
Несколько идей, как занять ребенка на кухне:
• Массаж рук (орехи, бигуди, шишки)
• Тестопластика
• Рисование на муке
• Бусы из макарон
• Веселые прищепки
• Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками
• Конструирование из спичек
Слайд 6. Массаж рук (орехами, бигуди, шишками). Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает: «Я катаю мой орех, чтобы стал круглее всех».
Можно усложнить это упражнение и взять два ореха. То же можно проделать и с бигуди, и с шишками.
Слайд7. Тестопластика – это лепка из соленого теста. Из теста можно создавать фигурки животных или цветы, всё что угодно. Но главное – это тренировка мелкой моторики кистей рук при лепке поделок.
Рисунок на муке. Насыпьте на мелкое блюдо или поднос муку. Пусть ребенок рисует пальчиком по муке, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки, буквы.
Бусы из макарон. Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макароны на шнурок.
Слайд8. «Веселые прищепки»
Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним.
Слайд 9. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Дети любят играть с мелкими предметами, например, пуговицами: перебирать их – вытаскивая из коробочки и складывая обратно, перетирать их между ладонями, выкладывать из пуговиц различные фигурки.
Слайд 10. Конструирование из спичек и палочек.
К четырехлетнему возрасту ребенок в состоянии выложить из счетных палочек или спичек простые геометрические фигуры: квадраты, треугольники. Ребенку предлагается брать палочку двумя пальчиками из кучки, лежащей на столе, так, чтоб не рассыпать все остальные. Возможно использования образца постройки-изображения на листе бумаги. В ходе таких манипуляций дети могут закреплять знания геометрических фигур, цвета, букв цифр и т. п.
Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
Я хочу познакомить Вас с методами и приемами развития мелкой моторики, которые использую в коррекционно-развивающей работе с детьми и которые можно и нужно проводить дома:
Слайд11. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Одним из наиболее популярных видов работ по развитию мелкой моторики пальцев рук являются речевые игры с пальчиками. Пальчиковая гимнастика создает благоприятный фон, способствует развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи, повышает речевую активность детей.
Старайтесь строить игры таким образом, чтобы тренировался как каждый пальчик по отдельности, так и все вместе – это поможет стимулировать кору головного мозга еще эффективнее.
Слайд12. Игры-шнуровки
Подобные игры развивают мелкую моторику не только за счет того, что ребенку приходится шнуровать, но и за счет тактильных ощущений – в большинстве игр используются различные материалы, с разной фактурой. Чем старше ребенок, тем сложнее должна быть игра-шнуровка: в противном случае результаты будут немного не те, которых вы ожидаете.
Все родители знают, что одни и те же игрушки ребенку дошкольного возраста очень быстро надоедают. Не станут исключением и игры-шнуровки. Но совершенно не обязательно постоянно их покупать – игру-шнуровку не так уж и сложно сделать самостоятельно. Все, что вам понадобится – это плотный картон, цветная бумага, клей, шнурок или тесьма и…фантазия.
Слайд 13. Песочная терапия.
Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития.
Вырезание ножницами. Аппликация. Оригами. Плетение
Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.
Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима - что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.
Игры с конструктором, мозаикой. Одно из любимых детских занятий- конструирование, т. е. создание из отдельных элементов чего то целого: домов, машин, мостов. Конструируя что-то, ребенок развивает ручную ловкость и мелкую моторику. Кроме того, добиваясь определенного результата, он развивает целенаправленность собственных действий. Последнее время актуальны тематические наборы для конструирования. Они включают как детали для конструирования, так и фигуры человечков, животных и т. п. Но нужно учитывать размер деталей: более крупные для малышей, мелкие - для детей по старше.
Уважаемые родители! Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются специальные упражнения для подготовки руки к письму. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Слайд14. Я хочу предложить вашему вниманию специальные упражнения для подготовки руки к письму:
• раскрашивание картинок;
• обведение плоских фигур;
• обведение трафаретов;
• рисование различных линий: прямых, фигурных;
• рисование по контуру, по клеточкам, по точкам;
• выполнение штриховок;
• графический диктант.
Слайд15. Особое внимание при выполнении данных упражнений нужно обратить на следующее:
• правильная посадка за столом - ребенок должен сидеть прямо, грудь не касается стола, оба плеча должны быть на одной высоте, голова слегка наклонена;
• правильность удержания карандаша - карандаш держим тремя пальцами: большим, указательным и средним: большой и указательный удерживают карандаш, а средний поддерживает снизу.
Обязательное условие: ребенок должен работать простым карандашом, а раскрашивать цветными карандашами;
• расположение листа бумаги на столе. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не в коем случае не поворачивал лист во время выполнения заданий.
В книжных магазинах представлен огромный ассортимент раскрасок. Какую же раскраску выбрать для ребенка? Конечно, раскраску ребенок может выбрать сам на свой вкус. А другую раскраску вы можете выбрать ему сами, чтобы она носила развивающий характер. Ребенку с ОВЗ нужно предлагать раскраски по различным темам, например: "Домашние животные", "Транспорт" «Овощи и фрукты» и т. д.
Очень важно познакомить ребенка с правилами раскрашивания, а потом следить за тем, чтобы он их соблюдал:
• раскрашивать аккуратно в одном направлении;
• равномерно наносить один цвет, чтобы не было пробелов;
• не выходить за контур изображенного предмета.
И еще, один важный момент, раскраску с крупным рисунком и малым количеством деталей, мы предложим малышу или старшему дошкольнику, у которого очень плохо развита мелкая моторика. Старшему дошкольнику необходимо предлагать раскраску, где много мелких деталей.
Штриховка. Ребенка просят выполнить различные виды штриховки по образцам: вертикальные (ведет линию сверху вниз, горизонтальные (ведет линию слева направо, наклонные, "клубочками".
Правила штриховки:
Штриховать только в заданном направлении.
Не выходить за контуры фигуры.
Соблюдать параллельность линий.
Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см
Графические диктанты (рисование по клеточкам).
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Графические диктанты могут с успехом применяться для детей от 5 лет.
Таким образом, в заключение хотелось сказать, что нужно стараться как можно больше заниматься с ребёнком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого недостаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть не будет вечерами напролёт смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.
Старайтесь перепробовать как можно больше различных способов развития мелкой моторики, но, ни в коем случае не занимайтесь всем сразу. Не забывать хвалить ребеночка за каждый успех – критика в этом деле абсолютно неуместна. Контролировать время – оно для каждого ребенка индивидуально, не переутомлять его. И не ограничивать детей в проявлении инициативы и фантазии!
Слайд17. Спасибо за внимание!
Уважаемые родители, а в память о нашем мероприятии мы предлагаем вам буклеты " Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ"
Список литературы:
1. Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма. // Дошкольное воспитание, 1976.
2. Федосова Н. А. Готовим ребенка к письму. // Дошкольное воспитание. 1996.
3. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. // СПб., Детство-Пресс, 2008.
4. Сазонова А. В., Боричева Г. А. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. // Детство-Пресс, 2006 г.
5. Топоркова И., Кутявина Н., Гаврина С. Рисуем по точкам. Тетрадь для самостоятельных занятий детей 5-7 лет. // Академия Развития, ВКТ, 2007
6. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. //Москва, АСТ, 2000.