Светлана Сидорова
Развитие мелкой моторики у детей посредством формирования культурно-гигиенических навыков
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитие речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. Главная причина этой проблемы общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т. д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Многие мамы, бабушки, стараются оградить детей от домашних дел, сажают их пред телевизором, компьютером, чтобы не мешались. В быту так же лишают детей самостоятельности, не ждут, когда ребенок самостоятельно умоется, оденется, застегнет пуговицы, кнопки, молнию, зашнуруют ботинки. Хотя отдельные бытовые умения являются базовыми, так как формируют ручную умелость. Все эти тенденции самым непосредственным образом отрицательно отражаются на развитее моторики рук, а это в свою очередь сказываться на общем развитие, на развитии речи и мышления ребенка.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей посредством формирования культурно-гигиенических навыков» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев»
Исследования ученых Институты физиологии детей и подростков Санкт-Петербурга так же подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. «Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. «Кольцова»
Поэтому тренировки движений пальцев и всей кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевой развития ребенка.
Существует множество всевозможных игр, игрушек, центров для развития движения рук. Но кроме них мы можем развивать мелкую моторику у детей раннего возраста посредством формирования у них, культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания во всех режимных процессах: питание, одевание, раздевание, умывание. Среди основных приемов, способствующих формированию культурно-гигиенических навыков, на первом месте стоит прямое обучение – показ, указание, напоминание, совместная деятельность с ребенком, используется так же художественное слово (различные пальчиковые игры, потешки, игровые и проблемные ситуации, дидактические игры, направленные на развитие самостоятельности в самообслуживании, а в свою очередь и на развитие мелкой моторики.
В процессе кормления детей учим держать ложку в правой руке тремя пальцами, аккуратно есть, последнее достигается у детей, когда достаточно хорошо развиты соотносящие и хватательные движения рук. Для улучшения аппетита и активизации самостоятельности ребенка можно применять различные народные потешки (Ладушки-ладушки, Идет коза рогатая, Пошел котик на торжок, различные игровые ситуации (Как мама учили мишку кушать, Мишка пригласил Зайку и Ёжика, Чтение художественной литературы (З. Александрова «Вкусная Каша», Е. Благинина «Алёнушка», Пальчиковая гимнастика «Сорока – Белобока» и т. д)
Дома на кухне можно заняться ребенком не сложными делами (Очищать крутые яйца, чистить апельсины и мандарины, очищать фисташки и семечки руками, лепить пельмени, печенья из теста, перебирать собранные ягоды и т. д)
В режимном процессе одевание-раздевание, учим детей самостоятельно одеваться и раздеваться, размещать свои вещи в шкафу, складывать и развешивать одежду на стуле перед сном. Учим пользоваться различными видами застежек: молнии, шнуровки, липучки, пуговицы, кнопки. Это хорошо способствует развитию ручной моторики, движения обоих рук становятся более согласованными, движения пальцев дифференцированными. Для мотивации и повышения заинтересованности детей при воспитании этих навыков используем различные дидактические упражнения: «Туфельки поссорились - подружились», «Сделаем из носочка гармошку», «Поучим зверюшек застегивать пуговицы», дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки», Чтение художественной литературы (З. Александрова: Катя в яслях. Мой мишка. Потешки: Наша Маша, маленькая и т. д)
При обучении детей навыкам умывания, учим засучивать рукава, намыливать руки и, мыть их прямыми движениями, отжимать руки после мытья, вытирать руки полотенцем. Эти простые действия развивают соотносящие движения рук и тонкие движения пальцев. Пальчиковые упражнения связанные с водой, (ребенку делают контрастные ванны кистей рук с их периодическим обливанием теплой и прохладной водой) «Рыбки», «Льется чистая водичка» положительно воздействует на суставы и на эластичность и подвижность связочного и мускульного аппаратов. Это улучшает функции рецепторов проводящих путей и усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Также развитию мелкой моторики и формированию навыков умывания способствуют дидактические упражнения «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Покажем мишке как вытирать руки и лицо полотенцем»
В домашних условиях необходимо давать детям для стирки различные платочки, кукольную одежду, игрушки, давать детям мыть посуду и овощи, вешать белье на веревку с помощью прищепок – это является хорошей тренировкой в развитие ручной умелости. Воспитывая культурно-гигиенические навыки у детей, выполняя различные упражнения, пальчиковые игры, мы достигаем у малышей хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений – это в дальнейшем облегчит приобретении навыков письма.