Приложение МААМ

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционную технику рисования

Новгородова Анна Николаевна
Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционную технику рисования
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Кэнчээри» с. Намцы муниципального образования «Намский улус» Республики Саха (Якутия)»

«Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста

через нетрадиционную технику рисования»

Подготовила:

Новгородова Анна Николаевна

Воспитатель МБДОУ №3 «Кэнчээри»

с. Намцы

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционную технику рисования» размещена в разделах

Намцы

2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Организация обучения мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования у детей младшего дошкольного возраста 6

1.1. Развитие мелкой моторики ребенка 6

1.2. Роль нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики руки детей 7

1.3. Нетрадиционные техники рисования и возможности их использования при работе с детьми младшего дошкольного возраста 9

2. Экспериментальная часть исследовательской работы 13

2.1. Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей 13

2.2. Нетрадиционная техника рисования в развитии детей младшего возраста 17

2.3. Организация образовательного процесса по развитию творчества детей младшего возраста 17

Перспективный план по нетрадиционной технике рисования 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

ВВЕДЕНИЕ

По мнению И. М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики являются занятия по изобразительной деятельности, где обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Большую роль отводится использованию нетрадиционного рисования. Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию. Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторику руки и творческие способности, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребёнка, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству.

Это и определило тему моей углублё нной работы: «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционную технику рисования».

Основные цели работы:

1. Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве.

2. Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками

3. Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности

4. Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации

развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования.

Основные задачи работы:

1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования

2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования

Актуальность работы:

«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. И именно в такие моменты на помощь приходит нетрадиционная техника рисования, благодаря которому у ребенка создается ситуация успеха, формируется устойчивая мотивация к рисованию, поскольку овладеть этой техникой может каждый. Дети любят узнавать новое и с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Ожидаемый результат:

- Формирование у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

- Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

1. Организация обучения мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования у детей младшего дошкольного возраста

1.1. Развитие мелкой моторики ребенка

Мелкая моторика является основой ручной умелости. Она представляет собой способность действовать пальцами рук и выполнять необходимую работу. Развитие руки ребенка выступает одним из показателей и условий его хорошего физического и нервно-психического развития. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её «святая святых» – мозга. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).

Тонкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Отставание в развитии тонкой моторики рук у детей препятствует овладению ими навыков самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности, препятствует речевому развитию.

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для развития ребенка, а также предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры – сказки, связанные с развитием тонкой моторики (М. Я. Аксенова, О. С. Бот, Л. С. Рузина, В. Кудрявцева, И. Ф. Марковская, Т. А. Ткаченко и другие, различные виды продуктивной деятельности.

1.2. Роль нетрадиционной техники рисования в развитии мелкой моторики руки детей

Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владение техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы, очень часто отсутствие этих знаний и работы, очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдение за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Используя нетрадиционную изобразительную деятельность мы развиваем художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников, формируем индивидуальные, интеллектуальные, творчески способности. Развиваем умение самостоятельно применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.

Методы, которые необходимо применять в изобразительной деятельности:

• Информационно – рецептивный, репродуктивный;

• Исследовательский;

• Эвристический;

• Проблемное изложение материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы: рассматривание, наблюдение, экскурсии, беседы, слушание музыкальных произведений, чтение художественной литературы.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей.

Эвристический метод направлен на самостоятельность в выполнении рисунка, проявления творчества, фантазии в художественной деятельности.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей познавательной активности и умение экспериментировать с художественным материалом и техниками в изобразительном творчестве.

Метод проблемного изложения материала заключается в нахождении решений в проблемной ситуации или в вопросе. Это проблемную ситуацию перед детьми создает педагог.

На кружке «Веселые ладошки» мы ставим следующие задачи:

1. Прививать и поддерживать интерес к нетрадиционным техникам рисования, создавать РППС по художественному искусству;

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, находить нестандартные (креативные) способы изображения предметов и явлений;

3. Развивать изобразительные умения, навыки систематизировать полученные знания;

4. Развивать технические художественные умения и навыками по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов изображения к более сложным);

5. Продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;

6. Расширять представления о прекрасном через наблюдение в природе;

7. Сплотить детский коллектив путем совместного творчества;

8. Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства, удивление, сомнение, радость от узнавания нового;

9. Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;

10. Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

11. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию.

1.3. Нетрадиционные техники рисования и возможности их использования при работе с детьми младшего дошкольного возраста

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме, слушает сказки, учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинах, рассматривает пейзажи.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности (графически в рисовании).

Сначала ребенку интересен сам процесс рисования, но постепенно его начинает интересовать качество рисунка. Он стремится как можно натуральнее изобразить предмет, а после занятия полюбоваться на свою работу, рассказать, какой цвет он выбрал и почему, что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок. Рисовать можно цветными карандашами, гуашью и акварельными красками традиционными и нетрадиционными способами.

К средствам рисования мы относим материально – технические – это инвентарь (кисточки, карандаши и т. д., так же краски, бумага. К нетрадиционным средствам рисования для детей дошкольного возраста относятся такие как крупа, песок, стекло и нетрадиционные техники по использованию данных материалов.

Нетрадиционные средства означают варьирование приемов, материалов для нешаблонного выражения собственных замыслов.

Традиционно ребенок рисует цветными карандашами и красками.

Рисование цветными карандашами. Ребенок держит карандаш в правой руке или левой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы и не слишком близко к отточенному концу; при рисовании не нажимает сильно на бумагу, проводит штрихи в одном направлении, без просветов.

Рисование кистью и красками (гуашевыми и акварельными) позволяет научиться держать кисть тремя пальцами чуть выше железного наконечника, опускать в воду кончик кисти и набирать краску только на ворс.

Опишем нетрадиционные средства рисования, которые приемлемы для работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Рисование пальчиками. Ребенок смачивает пальчик в мисочке с водой, набирает гуашь на кончик пальца и прижимает его к листу бумаги, делая точки. Он может изображать не только точки, но водить пальчиком по бумаге.

Рисование поролоновым тампоном. Ребенок держит тремя пальцами поролоновый тампон за кончик, а другой его конец опускает в гуашь, разведенную водой и затем рисует им линии или закрашивает предмет внутри контура.

Рисование ладошкой. Ладошкография – техника рисования гуашью или иными безопасными для детей красками, во время которой малыши оставляют на листе бумаги отпечатки внутренней поверхности ладони.

Печатание (штампирование)техника получения изображений на бумаге с помощью штампов, предварительно погруженных в баночки с красками. Штампы изготавливаются из кусочков поролона, пенопласта, нарезанных свежих овощей, пробок и других подобных материалов.

Техника тычка. Ребенок набирает на сухую кисть совсем немного гуаши и, держа кисть вертикально, делает «тычки» («стучит каблучком туфельки», заполняя нужное пространство. Тычки можно выполнять ватными палочками. Рисование методом тычка – техника, во время которой для работы используется жесткая кисть для клея.

Рисование восковыми мелками. Ребенок держит мелок в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не сжимая сильно пальцы и не слишком близко к отточенному концу; при рисовании не нажимает сильно на бумагу, проводит штрихи в одном направлении.

«Кляксография». В качестве основы для рисунка используется расплескивание брызгами краски кисточкой или тонкой пластиковой трубочкой (разведенными водой акварельными красками).

Техника рисования песком – оригинальный способ получать изображения на стекле пальцами с помощью работы с мелкозернистым песочным материалом. Для этого вида творчества понадобится деревянный или пластиковый планшет с матовым стеклом, источник света (располагается под планшетом, чистый просеянный песок.

Рисование по крупе – техника изобразительного искусства, при которой применяется заполнение контуров изображенного предмета сначала крупой (манной, пшеничной, кукурузной, гороховой, а потом красками.

«Каракулеграфия». Если на листе изобразить недорисованный контур предмета или какие–нибудь каракули, то можно увидеть в них какие – то объекты. Если дорисовать и дополнить эти объекты, то получится целостный узнаваемый объект.

Посредством нетрадиционных средств, к которым относятся приемы, техники рисования и материалы дети расширяют знания об окружающем мире и учатся творчески передавать на бумаге то, что видят вокруг. Все описанные средства доступны ребенку младшего дошкольного возраста.

2. Экспериментальная часть исследовательской работы

2.1. Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей

С целью исследовать исходные показателям уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста мы провели диагностику.

Для выявления статической организации движений пальцев дети должны были выполнять действия по указанию педагога. При этом, если они еще не запомнили названия пальцев, воспитатель их называет сам. Эти пробы разработаны Озерецким Н. И.

Оценка действий:

«2» балла – четкое выполнение всех заданий.

«1» балл – выполнение нечеткое, вялое, плохая координация, неловкость движений.

«0» баллов – выполнение заданий с ошибками, неспособность выполнить задание самостоятельно.

Затем подсчитывается балл по количеству верно выполненных заданий и выводится уровень.

Выполнение задания по показу, затем по словесной инструкции:

1. Вытянуть указательный палец и мизинец правой, потом левой руки, обеих рук;

2. Вытянуть указательный и средний палец правой, потом левой руки, обеих рук;

3. Положить средние пальцы на указательные на обеих руках и удерживать;

4. Положить указательные пальцы на средние на обеих руках и удерживать;

5. Большой палец правой руки соединить в кольцо, тоже выполнить левой и обеими руками с указательным (средним, безымянным и мизинцем).

При выполнении учитывается точность и правильность. По результатам всех проб по уровням получаются следующие показатели:

высокий средний низкий

7 детей 0 2 5

- высокий уровень соответствует: 10 – 7 баллам;

- средний уровень соответствует: 6 – 4 баллам;

- низкий уровень соответствует: 3 баллам и менее.

Для проверки оптико-кинестетической организации движений использовались так же модифицированные методики Н. И. Озерецкого.

Задания выполнялись в следующем порядке:

1. Дети соединяли 1 и 2 пальцы в виде кольца.

2. Вытягивали 2 и 3 пальцы («зайчик»)

3. Затем вытягивали 2 и 5 пальцы («коза»).

4. Сжимали в кулак.

5. Ребенку предлагают положить перед собой руки, причем одна кисть сжата в кулак, другая с распрямленными пальцами. Затем предлагают одновременно изменять положение обеих кистей, расправляя одну и сжимая другую.

Оценка действий:

«2» балла – четкое выполнение всех заданий.

«1» балл – выполнение нечеткое, вялое, плохая координация, неловкость движений.

«0» баллов – выполнение заданий с ошибками, неспособность выполнить задание самостоятельно.

Соответственно, по уровням в баллах получается соответствие следующим баллам, данные о которых свели в таблицу:

высокий средний низкий

7 детей 0 5 2

высокий уровень соответствует: 10 – 7 баллам;

средний уровень соответствует: 6 – 4 баллам;

низкий уровень соответствует: 3 баллам и менее.

Обследование возможности выполнять действия с предметами проводилось по методикам, предложенным Л. Н. Блиновой:

1. Выложить узор мозаики.

2. Самостоятельно застегнуть пуговицы.

3. Нанизывать на нитку бусинки.

4. Укладывать в коробку правой и левой руками по одной 5 спичек.

5. Закрыть коробки разными по форме крышками.

Полученные данные аналогично оценили.

Оценка действий:

«2» балла – четкое выполнение всех заданий.

«1» балл – выполнение нечеткое, вялое, плохая координация, неловкость движений.

«0» баллов – выполнение заданий с ошибками, неспособность выполнить задание самостоятельно.

По уровням в баллах получается соответствие следующим баллам, данные о которых свели в таблицу:

Умения действовать с предметами

высокий средний низкий

7 детей 0 3 4

высокий уровень соответствует: 10 – 7 баллам;

средний уровень соответствует: 6 – 4 баллам;

низкий уровень соответствует: 3 баллам и менее.

Для диагностики плавности движений на занятии по рисованию использовались следующие задания:

1. Задание «Возьми карандаш». Ребенок должен был по установке педагога брать из коробки тот карандаш, который указывался.

2. Задание «Дорожки». Ребенок должен был провести горизонтальные линии краской.

3. Задание «Красивые ниточки». Ребенок должен был провести вертикальные линии карандашом.

4. Задание «Проведи линию». Ребенок должен был провести вертикальные и горизонтальные линии карандашом и краской.

Перед рисованием ребенок проводит по линиям пальчиком в соответствующих направлениях.

Во всех случаях фиксировалось наличие остановок и перерывов в движении, точность и рациональность движений.

Результаты выполнения заданий каждого ребенка фиксировались отдельно и оценивались аналогично.

Оценка действий:

«2» балла – четкое выполнение всех заданий.

«1» балл – выполнение нечеткое, вялое, плохая координация, неловкость движений.

«0» баллов – выполнение заданий с ошибками, неспособность выполнить задание самостоятельно.

Соответственно, по уровням в баллах получается соответствие следующим баллам, данные о которых свели в таблицу:

Плавность и четкость движений

высокий средний низкий

7 детей 0 2 5

высокий уровень соответствует: 10 – 7 баллам;

средний уровень соответствует: 6 – 4 баллам;

низкий уровень соответствует: 3 баллам и менее.

На основании проведенной диагностики можно судить об уровне развития мелкой моторики у младших дошкольников.

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, необходим поиск нетрадиционных техник, которые бы способствовали развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, но при этом поддерживали интерес к деятельности.

Учитывая возраст воспитанников 3 – 4 года, мы считаем, что введение нетрадиционных техник рисования способствует решению столько важной цели как развитие мелкой моторики.

2.2. Нетрадиционная техника рисования в развитии детей младшего возраста

В художественной деятельности с использованием нетрадиционных техник у детей развивается исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность.

Работы с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, снимает боязнь не исправится с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.

Использование нетрадиционных техник рисования способствуют познавательной деятельности, коррекции психических процессов личностной сферы детей в целом.

Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве, от применения в процессе работы нестандартных материалов. Приобретая соответственный опыт рисования в нетрадиционных техниках, преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению все новых и новых техник рисования.

2.3. Организация образовательного процесса по развитию творчества детей младшего возраста

Развитие художественной деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования происходит поэтапно :

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов к далее сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к сложным;

- от использования готового оборудования, материала к применению, которые необходимо самим изготовить;

- от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

-от применения в рисунке одного вида техники к использованию несколько нетрадиционных техник рисования;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов в нетрадиционной технике рисования.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекали детей тем, что здесь не присутствовало слово «нельзя», дети могли рисовать чем хотели и как хотели. Они ощущали положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.

Работа проводилась поэтапно:

1. На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

2. На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей с друг другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Использованы следующие средства:

- совместная деятельность воспитателя с детьми

- самостоятельная деятельность детей

Применялись методы: словесные, наглядные, практические, игровые

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе моей работы была изучена и проанализирована методическая литература по развитию нетрадиционного рисования и раскрыто их значение для всестороннего развития личности дошкольника.

В процессе нетрадиционного рисования ребёнок всесторонне развивается. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов, личностной сферы и мелкой моторики дошкольников.

Таким образом, могу с уверенностью сказать, что именно нетрадиционное рисование в большей степени способствует развитию у детей мелкой моторики, творчества и воображения, а также повышает уровень изобразительных навыков и умений детей.

Диагностика показала, что у детей есть огромный интерес и желание проявлять творчество в работе с нетрадиционными материалами.

Необходимо помнить, что успешное развитие мелкой моторики и творческих способностей детей зависит от :

1. Систематической работы с использованием новых техник нетрадиционного рисования.

2. Создания условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира.

3. Взаимодействия и сотрудничества педагогов, детей, родителей.

Результатом своей работы я считаю, не только процесс развития ребенка во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечкамиРазвитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста с помощью игр фрутокрышечками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский Актуальность развития мелкой моторики детей дошкольного возраста объясняется.

Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»Консультация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования». Одной из эффективных форм развития мелкой.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности детей раннего возраста Отчет по саморазвитию. «Развитие мелкой моторики рук через сенсорное восприятие окружающей действительности, детей раннего дошкольного возраста".

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» Пояснительная записка Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционную технику рисования
Опубликовано: 11 апреля 2022 в 05:39
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через нетрадиционную технику рисования» (включая файлы) размещена пользователем Новгородова Анна Николаевна (УИ 2964760) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД