Анна Симоненко
«Развитие мелкой моторики рук у детей через разные виды деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие мелкой моторики рук у детей через разные виды деятельности»
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Публикация «„Развитие мелкой моторики рук у детей через разные виды деятельности“» размещена в разделах
Игры с пальчиками развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Будет лучше развиваться память ребенка, он научится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка будет развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он сможет «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Актуальность темы:
Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук. Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это тесно связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей большого ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять особое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.
Виды развития мелкой моторики ребёнка
Выделяют несколько видов психофизического развития дошкольника :
Зрительно-моторная координация обеспечивает визуальное восприятие движущихся предметов и соотносит его с движением тела, определяет движение руки ребёнка во время письма или рисования, умение найти оптимальный способ выполнения графического задания, обеспечивает тактильную чувствительность.
Графомоторное развитие позволяет правильно удерживать ручку или карандаш, определяет положение пишущей руки, включает пространственную ориентацию, чувство ритма.
Психомоторное (двигательное) развитие включает вырабатывание не только мелкой, но и крупной моторики. Причём крупная моторика считается базовой, без её достаточного развития ребёнок не сможет правильно отрабатывать мелкие движения.
Система занятий по развитию мелкой моторики в нашем дошкольном учреждении учитывает особенности всех видов развития ребёнка. Ежедневно в занятия включаются упражнения, направленные на решение этой задачи. Педагоги привлекают к работе и родителей, потому что отработку мелких движений с детьми нужно проводить постоянно: во время игр, выполняя несложные поручения по дому, одеваясь и раздеваясь самостоятельно и т. д.
С увеличением возраста дошкольника выполнение упражнений требует приложения большей физической силы, движения становятся более сложными, детали — более мелкими. Это направлено на улучшение ловкости пальцев, повышение точности и скоординированности движений.
Цель: Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук.
Задачи занятий:
• Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.
• Развитие тактильной чувствительности рук.
• Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
• Развитие речи, улучшение произношения звуков.
• Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти и внимания.
• Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.
• Подготовка руки к письму.
• Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. д.).
• Снятие психоэмоционального напряжения.
Формирование и совершенствование моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в нашем детском саду.