Елена Дмитриева
Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования: монотипия, зинтангл и дудлинг
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
Слайд 1 (тема) : Добрый день, уважаемые коллеги!
Слайд 2 (цель и задачи) : Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению.
Слайд 3 (головной мозг) : От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга.
Темочки:
- Дудлинг, зентангл
- Мелкая моторика
- Монотипия. Мастер-классы, рисунки, занятия
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Слайд 4 (моторика рук, игры) : Развитие движений рук дошкольников в ДОУ прослеживается в многих видах деятельности: пальчиковая гимнастика, лепка, аппликация, рисование, игры с конструктором, мозаикой и пазлами, пальчиковый театр. Все виды деятельности напрямую связаны с творчеством, пробуждают воображение. Однако, чем старше становится ребенок, тем все более трудным представляется создание эффекта восторга, удивления от процесса работы пальчиков с давно знакомыми материалами и условиями деятельности.
Слайд 5 (проблемный вопрос) : Передо мною стал вопрос: в каком виде должна быть организованна работа, чтобы детские лица искрились, получая эстетическое удовольствие, а вместе с тем легко и беззаботно происходило развитие движений рук. Дорогие коллеги, что с вашей точки зрения, не позволяет выстроить стандартную, традиционную работу так, чтобы дети на все 99, 9% были увлечены и вовлечены в деятельность?
слайд 5: (ответ – картинка) Мой ответ таков, в любой деятельности, даже если она нам по душе, время от времени хочется раздвинуть рамки, поменять правила, создать вокруг себя свою атмосферу… а иногда и вовсе перевернуть все с ног наголову, сделать наоборот. Очень легко такому виду озорства поддаются краски. И если мы будем менять правила работы с ними, однозначно выберем нетрадиционные техники рисования.
Я попрошу помочь мне с выполнением практической части. 2 человека нужны в помощь. У вас есть инструкции, материалы для работы. Желаю вам творческих успехов.
Мы с вами поговорим о технологии нетрадиционного рисования.
Слайд 6: Монотипия – художественная техника, в переводе означает – 1 отпечаток. Однако и в ней предпосылок к творчеству, активному рисованию, а значит и работе руки великое множество.
Один из способов создания рисунка в данной технике- «Рисование на пене» : вызывает чувство «восторга» и ощущение волшебства от начала до конца создания работы. 1 этап: нанесение на пену капель краски. 2 этап: Когда в руках маленького художника оказывается палочка капельки превращаются неповторимые узоры. 3 этап: Причудливый узор с пены мы переносим на лист бумаги. Прикладываем его к пене. Оставляем на 2 минуты чтобы краска впиталась. Осталось снять пену, под которой прячется наш рисунок. И теперь мы приступаем к завершению образа. Дорисовываем кружевным пятнам : ушки, ножки, ручки, крылья… Всё, чего по вашему мнению не хватает для полноты картины.
Постараемся разгадать сюжет созданных картин:
Слайд 7: кого/что изобразил художник? букет для мамы ребенок решил украсить цветной лентой.
Слайд 8: Что вы видите? Торт на день рождения. 3 слойный бисквит.
Слайд 9: Разгадайте творческий замысел… (после каждого ответа из зала появляется ответ на слайде) Наиболее сложная композиция. Проявите фантазию, каких элементов не хватает рисунку? Осенний пейзаж «У воды».
После того как освоены «кружевные узоры» и отработана техника выполнения, ребенок самостоятельно пытался и у него несомненно получалось развивать сюжет своего рисунка, Слайд 10: мы имеем достаточный опыт для творчества в более сложной технике, даже сочетанию 2 техник : зентангл и дудлинг.
Зентангл и дудлинг – это рисование, своего рода, разных линий и знаков, при этом происходит взаимосвязь работы рук и головного мозга ( слайд: зрительно-моторная координация в системе “глаз-рука”).
Слайд 11: Рисование мелких однотипных элементов облегчается суженным полем деятельности стандартно 1 квадрат имеет грани до 9 см. Когда ребенок только знакомится с техникой целесообразно уменьшать поле деятельности до необходимых размеров, либо увеличивать размер танглов (элементов рисунка) : кружков, точек, линий, квадратов, кругов и прочих геометрических форм. Рисуем яркими фломастерами, восковыми мелками. Краски можно использовать на начальном этапе, при знакомстве с танглами.
Слайд 12: Картинки, нарисованные в данной технике, помогут детям не копировать друг у друга изображение, а по-своему рисовать предмет, придумывая всё новые и новые сочетания линий и форм.
Можно сказать, что данная техника есть творческая пропись на начальном этапе: развивается усидчивость, выносливость, формируются умения плавного и точного движения кистью и пальцами рук. Развивается зрительно-моторная координация.
Слайд 13: Применение трех описанных техник : монотипии, зентангл и дудлинг можно использовать в творческом воплощении и создании рисунка, где целью напрямую становится развитие речи ребенка. Рисуем сюжет сказки, которую ребенок сочиняет в ходе художественной деятельности. Используя приемы «изображения + художественное слово», педагог усиливает воздействие на образное мышление и чувственное восприятие. В данном приеме существует 2 подхода:
1. Воспитатель рассказывают сказку. Дети рисуют.
2. Воспитатель начинают сказку. Дети развивают сюжет в рисунке. При необходимости воспитатель задает наводящие вопросы или добавляет «речевую конструкцию». По окончании работы вы получаете не только рисунок, но индивидуально созданную и неповторимую историю.
Слайд 14: Фокус группа готова рассказать о творческом процессе и показать результаты. Чем вы занимались? В чем особенность вашей работы? Возникли ли трудности? Какое у вас настроение?
Вот такими нестандартными техниками рисования я обогащаю деятельность по формированию моторики рук детей.
Слайд 15: Спасибо за внимание!