Светлана Костарева
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством художественно — творческой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Моя тема по самообразованию предусматривает тщательное изучение литературы по данному вопросу, выбору новых форм и методов работы. Создание у детей желания участвовать в данном процессе. Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики рук у детей. Появление футболок, ботинок на липучках, курток на молнии, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Еще известный исследователь детской речи М. М. Кольцова писала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией».
Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством художественно — творческой деятельности» размещена в разделах
Степень развития тонких движений пальцев рук - первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день, проблема с речевым развитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему, работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук должна стать важной частью подготовки ребенка к овладению связной речи и письма.
Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, базирующихся на игре и творчестве. Пальчиковая гимнастика, мозаика, конструктор, «Puzzle», шнуровки,интересны и полезны детям. А занятие творчеством – это не только способ выразить свои чувства и эмоции, но и необычайно эффективная деятельность, развивающая ловкость пальцев.
Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями, наилучшим средством, на мой взгляд, является нетрадиционные техники. Поэтому, вводя в свою работу по изобразительной деятельности новые способы и материалы, ставлю перед собой цель: создание благоприятных условий для развития мелкой моторики рук у дошкольников, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности. В соответствии с целью, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и для получения положительных результатов, ставлю перед собой следующие задачи:
1. Развивать и укреплять мелкую моторику;
2. Формировать самостоятельность в работе с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;
3. Создавать предметно-развивающую среду, благотворно влияющую на развитие мелкой моторики у дошкольников;
4. Познакомить родителей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности для детского творчества дома.
Доказано, что у ребенка, имеющего высокий уровень развития мелкой моторики, сформирована мыслительная деятельность – он умеет логически рассуждать, достаточно развиты память и внимание, связная речь. Именно поэтому, опираясь на Программу художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, в своей работе по изобразительной деятельности использую нетрадиционные художественные техники, которые не только дают возможность для развития творческих способностей дошкольников, но и помогают в формировании координации движения пальцев рук. Взаимодействие с детьми осуществляю с учетом дифференцированного подхода, включая разнообразные формы и методы работы:
• подгрупповая и индивидуальная деятельность;
• дидактические игры;
• театрализация;
• выставки рисунков и поделок.
Знакомя детей с нетрадиционными техниками рисования, я учу их держать деревянную палочку, кусочек поролона, добиваясь свободного движения руки во время рисования. «Шедевр», выполненный нетрадиционным способом (оттиск поролоном, рисование ладошкой, пальцами, и т. д., дарит ребенку новую широкую гамму ощущений, развивает воображение и фантазию.
Используя в детской деятельности нетрадиционные техники аппликации (обрывная, объемная, с использованием оригами, мятых салфеток, природного материала, и т. д., я обучаю ловкости в работе с материалом, что способствует у детей :
• укреплению моторики рук;
• обогащению сенсорного впечатления;
• обогащению словаря;
• развитию мыслительной деятельности;
• развитию аккуратности и усидчивости.
Главное в моей работе, видеть, что это интересно и нравиться детям. И помогает им в их развитии.