флюра кадышева
Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
Воспитатель МОУ СОШ с. Калда МО «Барышский район» Ульяновской области Кадышева Флюра Наиловна
«Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста»
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. Мелкая моторика развивается, естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики.
Публикация «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Владение пальцами рук – это важнейший навык для человека. Он используется почти в любой деятельности, связанной с учебой или работой. Без умения тщательно вымерять каждое движение невозможно освоить письмо, рисование, печать на компьютере. Даже такие повседневные задачи, как завязывание шнурков на обуви или распутывание проводов от наушников, требуют от нас высокого уровня владения пальцами. Именно поэтому моторному развитию уделяется внимание с самых ранних лет малыша.
Учеными уже давно выявлена связь между навыком владения пальцами и интеллектуальным развитием. Тренировка гибкости и подвижности рук также дает нагрузку на те области коры головного мозга, которые отвечают за память, внимание, речь и визуальное восприятие информации. Так совершенствование точности и силы нажатия пальцев напрямую отражается и на других способностях ребенка.
В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики руки : застёгивание пуговиц, молний, завязывание шнурков, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом возможности освоения мира этими детьми оказываются обеднёнными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.
Мелкая моторика - непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием письма, речью ребенка.
Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Существует ряд упражнений, которые помогут ребенку усовершенствовать свои навыки.
Пальчиковая гимнастика.
Игра в жизни дошкольника — это основной вид деятельности. Через игру он знакомится с окружающим миром. Упражнения, связанные с улучшением мелкой моторики, часто построены на повторении небольших движений пальцами. Ребёнку быстро надоест выполнять такую работу, если не подать её в виде игры. Игровая деятельность повышает настроение, развивает воображение и фантазию, совместные игры с ровесниками пробуждают чувство коллективизма, а игры с участием родных объединяют семью. В детском саду упражнения по развитию мелкой моторики можно совмещать с разминкой во время занятия.
Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет, рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день)
Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.
Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Можно предложить детям выкладывать силуэты различных предметов из мелких предметов : семян, пуговиц, веточек и т. д.
Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
Песочная терапия.
Податливость песка вызывает желание ребёнка реализовать свой замысел в жизнь. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка.
Оригами.
Сложение различных фигурок из бумаги способствует не только развитию гибкости пальцев, но и формированию усидчивости у маленьких детей. Поначалу такие упражнения будут даваться с трудом, но постепенно малыши улучшат свои навыки и научатся придавать бумаге самые неожиданные формы.
Лепка из пластилина или из теста.
Этот вид творчества способствует развитию моторики пальцев и отлично тренирует кисти рук. Чтобы задуманная фигурка получилась, требуется тщательно вымерять каждое движение, ведь слишком мягкое или сильное нажатие может испортить работу.
Шнуровка.
Даже обычное завязывание шнурков на обуви является важной тренировкой мелкой моторики. Также можно предлагать ребенку распутывать нетугие узелки на веревочках – это упражнение поможет малышам научиться лучше контролировать движения пальцев.
Сборка конструктора.
Сегодня можно найти множество вариантов этих игрушек на любой вкус. Помимо пользы для развития пальцев, дети учатся проявлять свое воображение, действовать нешаблонно. Они по своему усмотрению располагают детали и собирают самые разные фигурки из одного и того же набора – дома, машинки, роботов и так далее.
Рисование.
Когда малыш рисует карандашом или красками, он учится выражать свою фантазию на бумаге. Помимо этого, ему приходится напрягать пальцы, контролировать их работу, что положительно сказывается на моторном развитии. Рисование можно назвать подготовительным этапом для обучения письму.