наталья викторовна
Развитие математических способностей с помощью дидактической игры
▼ Скачать
"Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".
В. А. Сухомлинский
Игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника. В условиях реализации ФГОС ДО в работе дошкольных учреждений дидактические игры занимают важное место. Они используются на занятиях и в свободной деятельности детей.
Публикация «Развитие математических способностей с помощью дидактической игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
Системы дидактической игры для дошкольников впервые были разработаны Ф. Фребелем и М. Монтессори.
Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.
К основным компонентам структуры дидактической игры относятся дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат, дидактический материал.
Дидактические игры подразделяются : по содержанию (математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, для ознакомления с окружающим миром); по использованию дидактического материала (игры с предметами (игрушками); настольно-печатные игры; словесные; игры - путешествия, игры в опытнической деятельности).
Для достижения положительных результатов в развитии и обучении детей через организацию дидактических игр необходимо соблюдать следующие условия: положительный эмоциональный настрой ребенка на дидактическую игру, учет возрастных и индивидуальных особенностей, регулярность, принцип системности, результат для ребенка выступает как состояние потребности заниматься предложенной деятельностью, а для воспитателя - как уровень достижения детей.
Руководство дидактической игрой включает : ознакомление детей содержанием игры, использование в ней дидактического материала, объяснение хода и правил игры, показ игровых действий, определение роли взрослого в игре, подведение итогов игры.
С помощью дидактических игр можно успешно развивать математические способности детей.
Можно разделить дидактические игры на несколько групп :
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
6. Игры на сравнение величин (длина, ширина, высота)
В детском саду в каждой возрастной группе должны быть разнообразные дидактические игры. Необходимость подбора разнообразных игр отнюдь не означает, что надо иметь их в большом количестве. Обилие дидактических игр рассеивает внимание детей, не позволяет им хорошо овладевать дидактическим содержанием и правилами.
Положительный результат даст только хорошо спланированная ежедневная работа по использованию дидактических игр во время НОД, индивидуальной работы и свободной игровой деятельности детей.
Дидактическая игра «Паровозик из Ромашково»
Цель: развивать математические способности детей.
Задачи: закрепить прямой и обратный счет, счет через число в пределах 10; закрепить понятия «за», «предыдущее», «между», «левее» при работе с рядом чисел 1-10; формировать умения выполнять арифметические действия на сложение и вычитание в пределах 10.
Материалы, оборудование: ламинированные карточки с изображением паровозика и 10 вагончиков, карточки с примерами.
Правила игры (один из вариантов) : берем карточку с примером, считаем, ставим на вагончик с нужной цифрой (или выбираем все подходящие примеры к одному вагончику). Играть можно индивидуально, в паре, разделиться на команды.