Мария Калинина
Развитие любознательности детей раннего возраста посредствам игр с элементами экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности».
Публикация «Развитие любознательности детей раннего возраста посредствам игр с элементами экспериментирования» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Достижение данных результатов невозможно без формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Развивая у детей любознательность, мы развиваем познавательный интерес и познавательную активность.
Немаловажное значение в развитии любознательности имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим, на основе исследований Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой были созданы все необходимые условия для развития познавательно-исследовательской деятельности детей. Был оформлен Центр «Познаем, исследуем», который включает
Центр «Песок-вода» : емкости разного размера, лейки, формочки, камешки, песок, вода, лодочки, совочки, ведерки, предметы из разных материалов (деревянные катушки, резиновые мячики, пластмассовые пуговицы, металлические предметы, плавающие игрушки;
Центр «Воздух» : воздушные шарики, вертушки, султанчики, ленточки;
Манипулятивный центр: предметы для группировки по разным признакам, шнуровки, лабиринты, деревянные каталки и шнуровки, стучалки, логико-математические игры.
Деятельность детей в центре экспериментирования осуществляется под непрерывным контролем воспитателя. Неструктурированные материалы (крупы, сахар, соль) хранятся в недоступном малышам месте и предлагаются к изучению в совместной работе с педагогом. Ёмкости и приборы небьющиеся, игровые наборы не содержат мелких деталей.
Оформлено место свободного доступа - полка: здесь для самостоятельного выбора предлагаются безопасные стимулирующие материалы. Это тканевые книжки для развития сенсорного восприятия, зашитые мешочки с разнообразным наполнением (камешки, семена, вата, опилки, резиновые, деревянные и пластиковые игрушки для экспериментирования.
Изготовлен дидактический материал.
Организуя познавательную среду исходили из принципа доступности игрового материала детям в данный момент, помещали такие игры и игровые материалы, освоение которых детьми возможно на разном уровне, с учётом безопасности, эстетики, наглядности.
Так же был разработан перспективный план использования игр с элементами экспериментирования в 1 младшей группе.
Проблему развития любознательности детей 2-3 лет в процессе игр с элементами экспериментирования невозможно решить без активного участия родителей. С родителями было проведено анкетирование с целью изучения семейного опыта по проблеме, родительское собрание по теме «Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста», проведена консультация для родителей «Экспериментируйте с детьми дома», семинар-практикум «Играем вместе». Также родители проявили активное участие в обогащении развивающей предметно-пространственной среды в группе.
Деятельность детей осуществляется в 2-х блоках:
Блок -совместная деятельность взрослого и детей
• Занятия по познавательному развитию с включением игр с элементами экспериментирования.
Игры для занятий подбирались с учетом познавательного материала, который дети изучали.
• Образовательная деятельность в режимных моментах: игровые ситуации, проблемные ситуации, дидактические упражнения.
Совместная деятельность в ходе режимных моментов организуется в утренние и вечерние часы, где инициатива играть исходит от детей. Игры с элементами экспериментирования позволяют интересно и с пользой проводить режимные моменты.
При проведении дидактической игры «Сделаем ветерок» дети дули на вертушки, убеждаясь, что воздух двигает предметы. С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.
В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На организованной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.
Игры с элементами экспериментирования строились по плану : проблемный вопрос, практическая деятельность и наблюдение, формулировка выводов. Этап выдвижения гипотез в первой младшей группе пропускается. Проблемная ситуация строится в игровой форме, подсказываю детям, каким способом можно решить возникшую ситуацию, помогаю сформулировать вывод исследования.
Игры с элементами экспериментирования с мелкими предметами (пуговицами, бусинами, орешками и др.) полезны для развития мелкой моторики рук малышей, провожу их в индивидуальной форме, чтобы обеспечить безопасность контакта ребёнка с подобным материалом.
Последовательность: вода (период адаптации) - песок - воздух - звук - неструктурированные материалы (крупа, сахар, соль)
Блок – самостоятельная деятельность детей
Дети применяют полученный опыт в других видах деятельности:
• Игровой деятельности (игры дидактические, развивающие, подвижные);
• Конструктивной деятельности;
• Продуктивной деятельности;
• Исследовательской деятельности;
• Наблюдения;
• Рассматривание иллюстраций.
Работу по развитию любознательности детей 2-3 лет в процессе использования игр с элементами экспериментирования строили по ступеням.
1. Ознакомление детей с качеством материалов и веществ.
Например, перед проведением игры с элементами экспериментирования с песком во время прогулок обращаю внимание детей на то, что песок бывает разным (мокрым, крупинчатым, сеяли песок через сито, пекли печенья.
2. Создание проблемной ситуации, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт.
Например, развивая сюжет ролевой игры, предлагаю слепить пирожки для угощения кукол, используя для этого сухой песок. Попытка вылепить из него пирожки первоначально заканчивается неудачей, при этом дети сами осознают, что у них не получается и почему. Неудача направляет внимание на выявление свойств песка. Возникшая проблемная ситуация активизирует познавательную активность детей. Чтобы найти выход из создавшейся ситуации дети предлагают намочить песок и попробовать еще раз слепить пирожки. Дети с радостью замечают, что на этот раз у них все получилось.
3. Показ способов получения новых знаний;
С большим интересом дети наблюдали за тем, что из песка можно строить высокие и низкие горы.
4. Создание условия для самостоятельного и осознанного получения новых знаний о предметах или явлениях.
Работу по освоению игр с элементами экспериментирования строили поэтапно.
1 этап: мотивационно – ориентировочный.
Цель данного этапа: заинтересовать детей игрой, создать радостное ожидание новой игры, вызывать желание играть. Реализация цели обеспечивалась за счет создания положительной атмосферы в группе. Создавались такие игровые ситуации, которые вызывали интерес, удивление и эмоциональный отклик у детей.
2 этап: содержательно –деятельностный.
Цель данного этапа: обеспечение развития любознательности детей в постепенно усложняющихся условиях.
Ребенок учится выполнять игровую задачу, правила, действия игры.
На данном этапе педагог выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо поддержать поведение детей в игре.
Использовались проблемные ситуации, активизирующие стремление детей к игровой деятельности.
3 раздел: рефлексивный.
Дети самостоятельно действуют в центре свободного доступа.
В этот период закладываются основы таких важных качеств как целеустремленность, настойчивость, способность переживать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.
Важно на данном этапе подчеркнуть достижения, успехи каждого ребенка при решении игровых задач.
При знакомстве детей со свойствами песка и воды мы разработали развивающие упражнения, такие как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Печем печенье», «Песочная картина», «Речка и ручеек», «Наливаем-выливаем», «Тонет, не тонет, плавает», «Разноцветная водичка».
Играя с песком и водой, дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию. При игре с песком формочками дети изучают цвета, величину и форму. Строят высокие и низкие горы из песка, прячут ладошки в песок, проводят опыты с песком с помощью песочных часов, узнав, что сухой песок рассыпается, из него ничего нельзя построить, но зато его можно пересыпать тонкой струйкой или просеять через сито.
При знакомстве детей со свойствами воздуха, звука, крупы разработали развивающие упражнения, такие как: «Салют», «Ветерок», «Змейка», «Ветер по морю-гуляет», «Надуй мыльный пузырь», «Веселый одуванчик», «Коробочка с секретом», «Постучим, погремим!», «Найди такую же коробочку», «Звуки природы», «Рисуем узоры», «Насыпаем -высыпаем», «Сенсорные ванночки», «Сортируем с помощью пинцета»
Играя с крупой, исследуя звуки дети познают окружающий мир, знакомятся со свойствами веществ, учатся терпению и трудолюбию.
В результате включения игр с элементами экспериментирования в образовательный процесс достигнуты следующие результаты:
1. Возросло желание детей действовать с разнообразными дидактическими играми и игрушкам.
2. Возрос познавательный интерес, любознательность детей.
3. Развитие у детей познавательных способностей:
- способов познания путем сенсорного анализа;
- мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
4. Возросла речевая активность детей в разных видах деятельности.
5. Дети проявляют эмоциональную вовлеченность и инициативность.