Наталья Матлахова
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений»
Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не каждый взрослый, а что уж говорить о дошкольнике! Зачем это ребёнку? Дело в том, что навыки и умения, приобретенные в младшем дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития познавательных способностей в более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, снизится интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребёнок становится более внимательным, мыслит ясно и чётко, умеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Публикация «„Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для того чтобы целенаправленно, дифференцированно, комплексно решать задачи по развитию логического мышления в начале учебного года мы провели педагогическую диагностику и проанализировали: все ли дети умеют считать предметы, обозначать их соответствующей числовой карточкой или цифрой, сравнивать рядом стоящие числа и устанавливать равенство разными способами независимо от расстояния, расположения и размеров предметов, умеют ли сравнивать, классифицировать, обобщать. Анализ результатов показал:
• не все дети самостоятельно находят лишние предметы на картинке, затрудняются объяснить, почему он лишний или почему эта фигура недостающая в ряду;
• испытывают затруднения в классификации предметов;
• некоторые не понимают цели задания или справляются с заданием за длительный промежуток времени.
Результаты диагностики были таковы:
• высокий уровень - 8%
• средний уровень - 68%
• низкий уровень - 24%
Исходя из этого, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Учить анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и их изображения.
2. Развивать у детей познавательные интересы, творческое воображение, произвольность внимания.
3. Воспитывать уверенность в себе, стремление к преодолению трудностей, коммуникативные навыки, желание вовремя прийти на помощь товарищу.
Успешность работы по развитию логического мышления у дошкольников во многом определяется не только планомерными играми и занятиями, организуемыми воспитателем, но и окружающей детей развивающей предметно - пространственной средой, которую стараемся создать в группе в соответствие с требованиями ФГОС ДО: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В ДОУ имеется центр интеллектуального развития, который постоянно обновляется и пополняется:
• оформили новые настольно - печатные игры: «Ассоциации», «Логика», «Что напутал художник?», «Что не так?»;
• игры на плоскостное моделирование: «Геометрическое лото», «Танграм», «Колумбово яйцо», игры со счетными палочками, с палочками Кюизенера;
• приобрели развивающие игры Б. Никитина «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Логические блоки Дьенеша», разнообразные конструкторы и строительные наборы;
• изготовили дидактические игры и пособия «Продолжи логический ряд», «Найди общий признак», «Что лишнее», «Магический квадрат», «Зоопарк», карточки со знаками – символами, на которых отражены признаки предметов (цвет, форма, размер, толщина);
• составили схемы для игр и упражнений с логическими блоками и алгоритмами: «Засели домик», «Где, чей гараж», «Зоопарк», «Строители дорог»;
• подобрали загадки и стихи-небылицы с логическими ошибками, дидактические игры по технологии ТРИЗ;
• составили мнемотаблицы по развитию связной речи, логического мышления.
Игры и пособия выставляем не все сразу, а периодически одни заменяются другими. Удобное расположение центра делает их доступными детям, способствует самостоятельной деятельности с ними.