марина покаляева
Развитие критического мышления дошкольников посредством использования кейс-технологии
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие критического мышления дошкольников через использование кейс-технологии»
СЛАЙД1
Огромный поток информации захватывает нас, и мы стараемся идти в ногу со временем, быть в курсе происходящих событий. Все это породило устойчивый запрос на человека нового типа, способного конструктивно и критически мыслить.
Публикация «Развитие критического мышления дошкольников посредством использования кейс-технологии» размещена в разделах
Критическое мышление позволяет человеку объективно интерпретировать информацию, выделять в ней противоречия, аргументировать свою точку зрения, принимая многополярность, многообразие окружающего мира. Одной из задач детского сада является подготовка детей к школе, но прежде всего нам необходимо научить ребенка из огромного потока информации выбирать нужное, оперативно принимать верное решение, делать аргументированные выводы, объяснять мотивы своего поведения, т. е. научить критически мыслить.
Сегодня мы вам расскажем, как это можно сделать, используя кейс технологии.
Причем изначально кейс технологии использовались в работе со взрослыми людьми, т. е. эта технология является эффективным средством совершенствования мыслительных навыков, развития критического мышления, как у взрослых, так и у детей.
СЛАЙД2
Исторически Кейс-метод возник в начале XX в. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Студентам давались описания некоторых ситуаций, которые происходили в каких-либо организациях. Студенты знакомились с ними и пытались найти самостоятельно и в ходе коллективного обсуждения решение. В 1920 г. профессор Копленд издал первый сборник кейсов.
В России с конца 90-х годов использовались западные кейсы. С начала 2000-х годов кейсы широко используются в практике преподавания естественнонаучных и технических дисциплин. Со второй половины 2000-х гг. интерес к кейс-методу возрастает — появляются вузовские кейс-клубы.
К середине прошлого столетия данная технология приобрела четкий технологический алгоритм, стала активно использоваться в образовании, не только за рубежом, но и в России.
Кейс (с английского case)
- Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы);
Сasus (лат.) – запутанный необычный случай.
Кейс – это учебный материал, в котором словесно, в письменной форме или техническими средствами обучения представлена ситуация, содержащая личные, социальные, экономические или политические проблемы. Набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы, выдаваемых учащимся для работы.
Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.
СЛАЙД 3
В отличие от вопросов, тестов и задач кейс-технология позволяет оценить не объем усвоенной информации, а готовность ребенка к практической деятельности через актуализацию полученных знаний.
Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде, а участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.
А задачи имеют, как правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению, кейсы имеют несколько решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему.
Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.
Суть технологии состоит, в том, чтобы из множества альтернативных вариантов выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.
СЛАЙД4
Кейс-технология позволяет взаимодействовать всем участникам образовательного процесса. Вместе с воспитателем дети анализируют ситуацию, совместно разбираются в проблеме, предлагают способы, как ее решить и выбирают лучший вариант.
Если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
СЛАЙД5
Виды кейсов :
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, фотографии, что делает его более наглядным)
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы)
Так как для детей дошкольного возраста важна наглядность, то в своей практике мы используем : кейс-иллюстрации, кейс-фото, мультимедиа кейс. У нас созданы кейсы в печатном виде, но их легко сделать мультимедийными, которые лучше использовать при знакомстве с кейсом или в большой аудитории. Печатные кейсы мы даем для работы индивидуально или небольшими группами.
СЛАЙД 6
Детям, лучше всего, при создании какой-либо проблемы, иллюстрировать её, т. к. мы с вами знаем, что дошкольнику проще увидеть ситуацию, или героев ситуации, нежели их представлять.
СЛАЙД 7
Где брать идеи для кейса
• Реальные жизненные ситуации
• Произведения художественной литературы, мультфильмы
с проблемным содержанием
• Вопросы, поступки, игры детей
• Рассказы коллег, родителей
Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. У нас есть фото кейсы, где наши дети были артистами и мы фотографировали в разных ситуациях. Причем, эти ситуации были реальные (ссора, плохой поступок, на горке). И была реальная ситуация, но мы сделали кейс с помощью иллюстраций (нашли гриб). А есть такие кейсы, ситуации в которых не происходили с детьми, но мы должны научить детей, выходить из них (пожар, потерялся, встреча с незнакомцем).
СЛАЙД 8
Хороший кейс должен :
1. Соответствовать поставленной цели, научить, закрепить, дать новые знания.
2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. В ситуации должно содержаться достаточно информации, она должна быть по силам обучающимся.
3. Является актуальным и интересным детям
(Выбранная нами ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Конкретные примеры лучше сохраняются в памяти детей)
4. Развивать когнитивные навыки. К ним относятся мышление, пространственная ориентация, понимание, вычисление, обучение, речь, способность рассуждать воображение, мышление.
5. Провоцировать дискуссию.
6. Иметь несколько решений. (1 или несколько правильных решений, незнакомый предмет)
СЛАЙД 9
Если кейс-технология применяется в работе многократно, то у дошкольников вырабатывается способность решать сложные задачи, как индивидуально, так и коллективно, разумно действовать в незнакомой или неожиданной ситуации, вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.
Кейс-технологии в дошкольном образовании.
• метод инцидента;
Этот прием направлен на преодоление возрастной и личностной инерционности и выработку адекватных способов поведения в напряженных стрессовых ситуациях. Он представляет собой разновидность метода конкретных ситуаций, но существенно отличается от него тем, что ситуации характеризуются неблагоприятными условиями для принятия решений: дефицитом информации, времени, аварийной обстановкой, т. е. факторами, приводящими к очень большой напряженности.
• метод ситуационноролевых игр;
• метод разбора деловой корреспонденции;
• игровое проектирование;
• метод дискуссии
СЛАЙД 10
Этапы работы с детьми: Педагог заранее составляет кейс, т. е. обдумывает его тему и собирает необходимую информацию, источниками которой могут служить, как учебная литература и СМИ, так и Интернет-ресурсы. До занятия;
Со временем кейсы можно составлять совместно с детьми.
I этап (подготовительный) :
Детей знакомят с ситуацией (фотографией, картинкой). Фиксируют их внимание на ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Детям дается время индивидуально обдумать решение проблемы.
II этап (мозговой штурм) :
Воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников. Т. е воспитатель руководит обсуждением
кейса, обеспечивает дошкольников дополнительными сведения, задает вопросы, углубляющие понимание проблемы. Дети разрабатывают и выдвигают варианты
решений, принимают во внимание мнения других детей.
III этап (анализ принятия решения) :
Воспитатель вовлекает детей в рассуждение над каждым вариантом (что будет, что бы было). На этом этапе взрослые ставят минусы, плюсы, дети прикрепляют нужные смайлики.
IV этап (оценочно-рефлексивный) :
Воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания, выбирают правильные решения.
СЛАЙД 11
Здесь можете увидеть роль кейс-технологии в образовательном процессе:
• развивает мыслительную деятельность детей;
• способствует применению на практике полученных знаний;
• учит предлагать собственный взгляд на проблему;
• развивает познавательную активность;
• способствует лучшему запоминанию изученного материала;
помогает развитию коммуникативных навыков (умению слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу)
• формирует у детей умение высказывать свои мысли, придумывать вопросы.
Главное предназначение кейс - технологии — развивать способность людей, в нашем случае дошкольников исследовать различные проблемы, анализировать события, явления, вещи, находить их решение, быть активным обучающимися, а не просто пассивным получателями информации. Для работающих людей, студентов это умение справиться с задачей, поставленной руководителем, хотя возможно на первый взгляд она кажется невыполнимой.
СЛАЙД 12
Так как для всей взрослых на первом месте стоит безопасность детей, то свою работу в этом направлении мы начали по теме «Безопасность». Безопасность детей во многом зависит от того, что мы посоветуем детям, чему их научим. Но главное не просто дать детям знания, а научить ребенка ответственно относиться к себе и окружающим людям, уметь предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила личной безопасности, выработать модели поведения в экстремальных ситуациях.
В разделе «Безопасность» ведем работу по шести направлениям, затрагивающим основные сферы жизни ребё нка: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице».
А сейчас мы будем решать кейсы.
1 Дети и грибы
Слайд 12
Наступила осень, грибная пора. В детском саду на участке (во дворе, спортивной площадке) под кустами вырос гриб. Он хорошо спрятался в траве и малыши его не выдели. Один Кирилл заметил гриб. Как вы думаете, как поступит Кирилл с находкой?
Слайд 13
Сорвать гриб и начать с ним играть -
Взять гриб с собой -
Посмотреть на гриб и пойти дальше играть с ребятами -
Сорвать гриб и бросить -
Позвать других детей посмотреть на гриб -
Попробовать гриб -
Сказать взрослому о находке +
Слайд 14
1 Сорвать гриб и начать с ним играть -
6Взять с собой -
5 Посмотреть на гриб и пойти дальше играть с ребятами -
2 Сорвать гриб и бросить -
3 Позвать других детей посмотреть на гриб -
4 Попробовать гриб -
Слайд 15
Сказать взрослому о находке +
2 Плохой поступок
Слайд 16
Ребята вышли на прогулку. Недавно был сильный ветер, и на участке было много опавших листьев. Малыши с воспитателем сгребли листья в большие кучи. Когда все пошли играть, Алина увидела, что Матвей стоит у кучи с листьями и расшвыривает ее ногами.
Подумайте и скажите, как может поступить в данной ситуации Алиса?
Аудитория решает кейс, а затем проверяют правильность решении с помощью фото.
1. Встать и смотреть, как ребенок безобразничает -
2. Начать вместе безобразничать -
3. Спокойно объяснить шалившему малышу, что так делать плохо, некрасиво +
4. Обратить внимание взрослого на плохой поступок -, +
5. Посмотреть, как ребенок безобразничает и дальше пойти играть -
6. Исправить все самому –, +
7. Позвать друзей и всем вместе исправить -, +
8. Потребовать, крикнуть, чтобы ребенок перестал безобразничать -