Людмила Викторовна Гуляева
Развитие конструктивной деятельности дошкольников посредством LEGO-конструирования
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что конструирование во ФГОС определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей, а также умений наблюдать и экспериментировать. В процессе конструирования дети учатся работать по показу, по образцу, по предложенным инструкциям, у них формируются умение взаимодействовать со взрослым, поэтому правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей. Роль педагога в детском конструировании - помочь советом, подсказать, проанализировать, но не навязывать своё решение, свой план и результат, потому как конструкторы «Лего», MAG BUILDING, «Клик» изначально предназначены для реализации и развития собственных детских планов, построек и творческих замыслов. Основная цель в младшем дошкольном возрасте это – создание благоприятных условий для формирования первоначальных навыков конструирования, развития мыслительной деятельности и коммуникативных навыков детей. При наличии в группе различных наборов конструкторов, имеется возможность разнообразить дидактические игры и упражнения по всем направлениям развития ребёнка от 3 до 4 лет.
Публикация «Развитие конструктивной деятельности дошкольников посредством LEGO-конструирования» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Конструктор LEGO
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Из всего выше сказанного следует, что изучение темы конструирование, как средство игровой деятельности у дошкольников, весьма актуально на сегодняшний день.
Тема самообразования: «Развитие конструктивной деятельности дошкольников через LEGO конструирование»
Цель: повышение профессиональной компетентности по проблеме приобщения детей дошкольного возраста к конструированию.
Задачи:
• повысить уровень знаний в изучаемом вопросе путем изучения соответственной литературы.
• Разработать перспективный план работы с детьми.
• Создание в группе развивающей предметно- пространственной среды «Центр конструирования».
• Подготовить консультацию для педагогов на тему ««Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста».
• Подготовить картотеку игровых упражнений и дидактических игр с использованием конструкторов.
• Подготовить и провести мастер-класс для родителей по теме: «Как организовать игры детей дома с использованием конструктора».
План самообразования на 2023 – 2024 учебный год
Раздел Форма и содержание Сроки Форма отчета
Воспитанники Разработать картотеку схем и образцов из конструктора :
-Лего-конструктор
-магнитный конструктор MAG BUILDING
- магнитный конструктор «Клик»
Фотовыставка: «Что нам стоит дом построить Декабрь
Январь
февраль
Март Схемы, образцы
Родители Консультация для родителей «Конструирование для
младших дошкольников»
Консультация «Значение конструирования в развитии
детей младшего дошкольного возраста».
Мастер класс для родителей «Как организовать игры детей
дома с использованием конструктора»
Рекомендации родителям: «Конструируем вместе с
детьми»
Привлечение родителей к сбору иллюстраций для изготовления альбома «Конструируем дома»
Стендовая информация для родителей (Знакомство с освоенными детьми схемами построек) Сентябрь
Ноябрь
Февраль
апрель
в течении года
январь Консультация
Консультация
Мастер класс
Буклет, памятка
Создание альбома
стенгазета
Педагоги - Представить промежуточные результаты по теме самообразования
-Консультация «Значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
-буклеты, памятки
«Игры с помощью конструктора»,
Картотека игровых упражнений и дидактических игр с использованием конструкторов декабрь
Февраль
В течении года
Март Отчет
консультация
Буклеты, памятки
картотека
Самореализация Изучение литературы по данной теме
Подбор материала по теме
Подбор иллюстративного материала, пособий, художественной литературы, д/игр по конструктивной деятельности у детей.
Создание в группе развивающей предметно- пространственной среды «Центр конструирования».
Прохождение курсов повышения квалификации по конструированию В течении года
Содержание работы
Ребенок постоянно играет. Ведь игра - это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения. Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено. Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей игры, по моему мнению, является конструктор.
Игры с конструктором могут быть организованы по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры и других типов игр. Несмотря на растущую популярность компьютерных игр конструктор незаменим для развития детей. Ребенок действует с деталями строительного материала, конструкторов, многократно их сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получается результат.
Применение конструкторов способствует :
1) развитию у детей сенсорных представлений, (поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета);
2) развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
3) тренировке пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики руки и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму;
4)сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т. к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Я начала использовать различные виды конструкторов с детьми 3 – 4 лет в совместной и самостоятельной деятельности. Предпосылками стало то, что дети, которые у меня в группе, из большого количества игр, чаще всего обращаются именно к конструкторам, и зачастую я использую это для того, чтобы проверить знание детьми основных цветов, форм, дети играя рассказывают, на что похож предмет и чем он отличается от других, какой он ширины, длины, высоты, при этом дети, развивают речь.
На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов, но я расскажу только о тех, которые есть в нашей группе.
Самым простейшим конструктором в жизни детей являются кубики.
Они не только очень увлекают детей, но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов, и формируют цветовое восприятие.
Конструктор для детей «Лего».
Конструктор «Лего» выпускается самых разнообразных видов, для детей всех возрастов. Сначала с детьми мы просто знакомились с деталями конструктора, способам крепления двух кирпичиков, затем соединяли много кирпичиков, учились работать в коллективе («Сборка прямой змейки»). В последующем уже вносила образец постройки, дети учились анализировать образец и соотносить с ним свои действия («Ворота», «Заборы», «Ферма»). Малыши с удовольствием строят простейшие конструкции : дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики.
Дети упражняются в распознании цвета, закрепляют понятия: «высокий - низкий», «широкий - узкий». Используем конструкторы с деталями крупных размеров.
Магнитные конструкторы.
Магнитные конструкции представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов. При помощи магнитного конструктора можно играть в дидактические игры, например, игра «Цепочка слов». Дети к одной пластинке подставляют другую, при этом называя прилагательные к слову «солнце» и так далее, в данной игре развивается речь детей, дети учатся подбирать определения к данному слову, активизируют усвоенные раннее слова.
Конструктор из серии CLICS.
Идея конструктора — очень оригинальна! Детали одной формы все одинаковые. Соединяются друг с другом со звуком «клик», поэтому и называется конструктор «Кликс». Из конструктора дети научились строить не только дорожку, но и дом (большой, маленький, а так же мебель стол стул для своих кукол и др. Получающиеся конструкции очень устойчивы, у них легко изменить форму или расположение в пространстве.
Список литературы:
• Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие - М. : ТЦ Сфера
• Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М. : Эксмо, 2010. – 114 с.
• Лоренсо Л. С. Формирование способностей к наглядному моделированию на занятиях по конструированию в разных возрастных группах детского сада // Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве. - М. : 2010 – 175 с.
• Лурия А. Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. – М., 1995. – С. 44-74.
• Развитие познавательных способностей детей в процессе дошкольного воспитания» Под редакцией Л. А. Венгера.