Лучший педагог года

«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников» (тренинг с педагогами)

Наталья Морозова
«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников» (тренинг с педагогами)
▼ Скачать + Заказать документы

Одним из способов взаимодействия взрослого и ребёнка в самостоятельной деятельности является организация игр, направленных на развитие его коммуникативных навыков.

Вопрос развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста кажется мне на сегодняшний момент сверхактуальным и вот почему… Наблюдая изо дня в день общение детей в группах детского сада, я поняла всю важность проблемы их межличностных отношений. В ходе проведения мониторинга коммуникативных навыков выяснилось, что их развитие находится на низком уровне. С чем это связано?

Публикация «„Развитие коммуникативных навыков у дошкольников“ (тренинг с педагогами)» размещена в разделах

Современное воспитание носит не общественный характер, а индивидуальный. Мы растим потребителей и эгоистов. Это происходит, в том числе и из-за перегибов в педагогической практике. Личностно-ориентированный подход, применяемый без ограничений, приводит к формированию бескультурного поведения, которое доставляет много проблем как окружающим, так и самому ребёнку.

Индивидуализм мешает ребёнку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми. Без понимания другого, без учёта его интересов и потребностей невозможна совместная деятельность, полноценное общение со сверстниками.

Всё чаще дети любят играть самостоятельно, изолированно от других, многих сверстники не принимают в свои игры, есть дети, которые умеют общаться только со взрослыми. Воспитанный «для себя» ребёнок остаётся сам с собой и страдает от этого.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявлены следующие формы:

- агрессивность;

- обидчивость;

- застенчивость;

- замкнутость;

- демонстративность.

Все формы объединяют свойства – неумение видеть и понимать другого, неумение общаться, порою даже просто вступить в контакт с другими детьми, со взрослым.

В связи с этим мне бы хотелось построить наше общение в виде тренинга таким образом, чтобы всё, о чём здесь будет говориться, вы могли бы пережить и прочувствовать сами с позиции ребёнка.

За основу своей работы я взяла систему игр, разработанную известным детским психологом Еленой Олеговной Смирновой. Программа проста и не требует специальных условий. Состоит из семи этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи. Предлагаю рассмотреть её в действии.

1 этап: общение без слов

Задача: перейти к непосредственному общению, отказаться от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр – запрещение разговоров между детьми.

Для активизации внимания и сосредоточенности друг на друге предлагаю выполнить упражнение «Хлопок». Представим себе, что у каждого в ладони ваше приветствие. Выбирая глазами того, кому хотите подарить ваше приветствие, вы передаёте ему хлопок. Ваш партнёр должен поймать хлопок и передать его другому.

Игры: «Волны», «Жизнь в лесу», «Ожившие игрушки».

2 этап: внимание к другому

Задача: отвлечь детей от фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников.

Игра «Зеркало»

Дети встают в круг, берутся за руки, водят хоровод, пока играет музыка. Выбирается водящий. Водящий подходит к одному из участников игры и показывает любое движение, которое тот должен повторить. Если всё выполнено правильно и точно, водящий меняется местами с игроком и игра продолжается.

Игры: «Эхо», «Испорченный телефон», «Передай движение», «Разговор сквозь стекло», «Радио».

3 этап: согласованность действий

Задача: научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Игра «Клеевой дождик»

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия: подняться и сойти со стула, обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от «диких животных». На протяжении всей игры дети не должны отцепляться друг от друга.

Игры: «Сороконожка», «На тропинке», «Мостик»,»Лабиринт», «Путанка».

4 этап: общие переживания

Задача: ощущать единство с другими, разрушать отчуждение, снимать защитные барьеры, поддерживать друг друга.

Игра «Шторм»

Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны грозят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм – одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы – волны. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами… Но следите за тем, чтобы вы все остались под водой». Взрослый вместе с детьми забирается под ткань, прыгает, шумит, гудит, машет руками.

Игры: «Верхолазы», «Актёры», «Курица с цыплятами».

5 этап: взаимопомощь в игре

Задача: создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости; развитие взаимопомощи, проявление сопереживания и сорадования.

Игра «Бабушки и дедушки»

Взрослый делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки (дедушки) и внучки (внука). Бабушки и дедушки очень старенькие и ничего не видят и не слышат. Но их обязательно нужно привести к врачу, а для этого – перейти улицу с очень сильным движением. Внуки и внучки должны перевести бабушек и дедушек через дорогу так, чтобы их не сбила машина.

Улицу изображают мелом на полу. Несколько детей играют роль машин и бегают по улице туда-сюда. «Поводырям» нужно перевести «старичков» через дорогу, показать доктору (роль доктора исполняет один из детей, купить лекарство, привести по той же дороге домой.

Игры: «Живые куклы», «День помощника».

6 этап: добрые слова и пожелания

Задача: научить детей видеть и отмечать положительные качества и достоинства других детей, радоваться вместе с ними, делать сверстникам комплименты, говоря им свои пожелания.

Игра «Комплименты»

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он делает комплимент другому соседу. Игра проводится по кругу.

Игры: «Пожелания», «Я хотел бы быть таким (умным, красивым, радостным, как ты», «Царевна Несмеяна».

7 этап: помощь в совместной деятельности

Задача: воспитывать умение делиться со сверстниками, помогать ему в совместной деятельности, способность принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

Игра «Закончи рисунок»

Дети сидят в кругу. У каждого набор фломастеров или карандашей, листок бумаги. Воспитатель говорит: «Сейчас все вы начнёте рисовать свою картинку. По моему хлопку прервёте рисование и отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервётся и отдаст её своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать, не вернётся к вам». После того, как картинки обошли полный круг, можно обсудить, что в результате получилось, и кто что рисовал.

Таким образом, в результате моей работы я надеюсь, что дети научатся не только вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и приобретут умение внимательно и активно слушать, использовать мимику и жесты для более эффективного выражения своих мыслей, а также научатся осознавать свои особенности и особенности других людей, и будут учитывать их в ходе общения

Публикации по теме:

Педагогическая модель развития коммуникативных способностей дошкольников в театрализованной деятельности в детском садуПедагогическая модель развития коммуникативных способностей дошкольников в театрализованной деятельности в детском саду Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные.

Развитие коммуникативных навыков у детей 4–5 лет. Развитие коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста при взаимодействии родителей и воспитателей. В работе описаны особенности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Развитие коммуникативных навыков у дошкольников» (тренинг с педагогами)
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 18:42
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Развитие коммуникативных навыков у дошкольников» (тренинг с педагогами)» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД