Татьяна Коростелева
Развитие художественных способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование – одно из любимейших занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Оно приобщает малышей к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Самое главное – не упустить возможности развития способности ребенка образно воспринимать мир в живых красках. «Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей и родителей… Она тем более необходима, что все упущения в духовной жизни ребенка, особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелом возрасте.» (И. Ф. Смольяников.)
Публикация «Развитие художественных способностей детей» размещена в разделах
Рисовать ребенок начинает раньше, чем говорить. Еще не зная назначения бумаги, карандашей, красок, он рвет ее, возит по столу или полу и радостно удивляется, когда на белом листе появляются цветные следы от красок. Это пока «проба пера» или, как его называют педагоги, «доизобразительный период». Он может затянуться и стать не интересным для ребенка, если вовремя не подключатся взрослые. Малыш никогда не научится изображать предметы и явления самостоятельно. Лишь увидев, как рисует взрослый, ему захочется подражать. Пройдя путь от манипуляций с бумагой и красками к подражанию взрослому, а затем к совместной с ним деятельности, ребенок начнет рисовать – отображать предметы и явления окружающего мира, фантазировать, создавать различные образы. Поэтому так важно поддержать интерес малыша к художественной деятельности как можно раньше. Не следует забывать, что рисование для ребенка – прежде всего игра. Поэтому не надо ограничивать его свободу. Необходимо предоставить возможность поэкспериментировать с изобразительными средствами. Вначале ребенок совершает произвольные движения, черкая карандашом по бумаге, но постепенно движения руки дифференцируются, каракули становятся разнообразнее. В результате малыш, опять же при помощи взрослого, начинает узнавать в своих рисунках определенные предметы. Это мотивирует его к рисованию, вызывает желание отобразить что-нибудь точнее, красочнее. Таким образом, игры «доизобразительного периода» подготавливают ребенка к рисованию, вызывают интерес к процессу изображения, способствуют развитию координации руки и глаз, воображения, фантазии.
С появлением сознательного изображения предметов начинается «изобразительный период» в развитии художественных способностей детей. На этом этапе ставится задача систематического обучения и в первую очередь – обучения технике рисования. Ведь если ребенок плохо владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает, изображение искажается и сам процесс не приносит радости. В результате – неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса к рисованию. Вместе с тем, овладеть различными линиями, штрихами, пятном как средствами выразительности, научиться правильно держать карандаш, кисть и рационально их использовать – достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно малыш не может. И здесь ему на помощь обязательно должен прийти педагог, чтобы вселить уверенность, научить и направить на путь, который приведет к успеху. Первые занятия, на которых дети должны изображать предмет, следует начинать с организации восприятия предмета, с его обследования, с формообразующего движения. Однако, этому тоже нужно научить, т. к. малый «двигательный» опыт не позволяет ребенку контролировать необходимое движение. Поэтому здесь очень важна хорошо продуманная методика, систематичность и последовательность занятий. Так, второе занятие должно начинаться с напоминания того, что рисовали в прошлый раз, с повторения формообразующего движения. И лишь после этого обследуется новый предмет, но той же формы. На всех последующих занятиях по-прежнему должна устанавливаться взаимосвязь между формой предмета и способом его передачи в рисунке. Это делается для того, чтобы дети поняли: все предметы или их части одинаковой формы рисуются одним и тем же способом. Необходимо постоянно учить ребенка определять формообразующее движение, исходя из тех знаний и представлений, которые он получает в процессе обследования. Тогда малыш, овладевая способом изображения одного предмета, одновременно усваивает способ изображения любого сходного по форме предмета. Тем самым педагог подводит детей к осознанному рисованию. В результате продуманной методики, построенной на игровой мотивации в сочетании с индивидуальными возрастными особенностями и способностями, обучение основам изодеятельности превращается в увлекательное для ребенка дело.
Помните! Только та деятельность развивает способности, в процессе которой возникают положительные эмоции. Педагог должен создавать спокойную, радостную, творческую атмосферу. Вместе с ребенком радоваться его успеху, гордиться его выдумкой, сравнивать творения малыша не с работами других детей, а с его собственными. Не нужно сдерживать фантазию малыша, предлагайте ему придумывать что-то свое, необычное. Ваша заинтересованность будет стимулировать ребенка к созданию необыкновенных, чудесных творений. Главное не только то, как красиво ребенок выполнил свою работу, а развитие творческой личности, воспитание уверенности в своих силах, развитие воображения, фантазии, эстетического восприятия, желания рисовать, радоваться своим успехам и успехам товарищей. Один мудрец сказал: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». А поскольку фундамент личности закладывается в раннем возрасте, спешите зажечь в детях огонек творчества.