МААМ-картинки

Развитие дыхания у дошкольников

Наталья Гречко
Развитие дыхания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Для воспитания правильной звучной речи уже в дошкольном возрасте необходима работа над правильным дыханием. У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания :

Очень слабый вдох о выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.

Публикация «Развитие дыхания у дошкольников» размещена в разделах

Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – (вдох)-дем гулять).

Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».

Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

Родителям надо следить за речевым дыханием ребенка как базой для правильного развития речи. Недочеты детского дыхания преодолеваются :

1. развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;

2. выработкой у детей умений правильно дышать в процессе речи.

То и другое достигается в младшем дошкольном возрасте исключительно в игре, а в среднем, и особенно в старшем - отчасти через гимнастику. Эта гимнастика начинается со специальных упражнений, в которых вдох и выдох носом чередуются со вдохом и выдохом ртом, например : вдох носом –выдох ртом; вдох-выдох носом; вдох-выдох ртом.

Постепенно упражнения усложняются, и дети учатся произносить на одном выдохе сначала слова, например: «один», а затем «один, два», далее «один, два. три», а затем предложение с постепенным наращиванием числа слов в нем. Например, ребенок на выдохе произносит : «хорошо», а затем «хорошо пахнет», «Хорошо пахнет цветок» и т. д.

При систематическом применении этих упражнений дошкольник начинает ощущать разницу в направлении воздушной струи и, учитывая правильно направлять ее.

Выработка правильной воздушной струи способствуют также упражнения связанные с дутьем. Их нужно проводить в форме игры, внося элементы соревнования. Часть игрушек можно изготовить вместе с детьми. Это бабочки, вертушки, цветки, метелочки, выполненные из бумаги или ткани. Можно использовать полоски бумаги, прикрепленные к деревянным палочкам. Ватные шарики на ниточках, легкие бумажные фигурки акробатов и т. д.

Дуть можно также на легкие пластмассовые игрушки, плавающие в воде. Хорошее упражнение дутье через трубочку в бутылку с водой. От дутья вода начинает бурлить, это увлекает детей. По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. нужно показать ребенку, что выдох должен быть ровным и длительным. Можно предложить детям дуть на шарики или карандаши лежащие на гладкой поверхности так, чтобы они перекатывались. Также можно организовать игру в «мыльные пузыри». Подобных упражнений очень много. Более трудным из них является игра на духовых инструментах. Родителям следует иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка (могут вызвать головокружение, поэтому их обязательно надо чередовать. Читая детям сказку, стишки, взрослые должны сами соблюдать правильное спокойное дыхание : перед каждой фразой она не должна быть длинной:( 2-3 слова для самых маленьких, 3-5 для 3-4-х лет, 4-6 для более старших, не торопясь, вдыхать через рот. Ребенок незаметно для себя подражает старшим и привыкает правильно пользоваться речевым дыханием. Ребенок подражая взрослым вместе с ними поет песенки, произносит стихи под маршировку с соблюдением правильного дыхания (перед фразой довольно быстрый вдох через рот и медленный спокойный выдох во время произнесения или пения). Развитию дыхания очень помогает чтение стихотворений под маршировку и с дыханием под команду «вдох» после каждой строки. Для этого надо подобрать стихотворения, подходящие для этой цели по содержанию и по форме. Например, дети стоят по кругу и проговаривают стихотворение с движениями:

Дождик, дождик,

- руки согнуть нам уровне груди, перебирая пальцами переменно опуская вниз то правую, то левую руку имитируя дождь.

Что ты льешь,

Руки согнуты на уровне груди, локти чуть подняты в вверх в стороны, кисти рук делают вращательные движения снизу вверх в стороны- Что,указательное движение правой рукой – ты, и слегка развести руки в стороны –льешь.

Погулять нам

Правой рукой сделать широкий жест слева направо на уровне груди, как бы показывая на всех ребят, оба слова произносятся на одном движении

не даешь?

Отрицательный жест правой рукой на уровне груди и покачивание головой.

Я водою дождевою Указательное движение на себя я переходит в давящее движение руками вперед водою, которое в свою очередь переходит в следующее движение, имитирующее дождь дождевою

Землю мою, мою, мою.

Небольшим движением раскрыть ладони рук вперед и в стороны, а затем на каждое слово мою плавно покачивать корпусом и руками вправо влево.

Итак, проводимая работа закрепляется постоянным надзором за дыханием детей и соответствующим внушением. В таком случае гарантирован успех.

Публикации по теме:

Логопедические игры. Игры на развитие дыхания и освоение предложно-падежных конструкцийЛогопедические игры. Игры на развитие дыхания и освоение предложно-падежных конструкций У большинства дошкольников с речевой патологией наблюдаются нарушения дыхательной функции. Отмечается ослабленноё речевое дыхание, короткий.

Формирование правильного речевого дыхания Мастер – класс: «Формирование правильного речевого дыхания у детей» Работа по формированию правильного дыхания проводится в определенной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие дыхания у дошкольников
Опубликовано: 18 марта 2014 в 20:53
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие дыхания у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Гречко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД