Ирина Небеско
Развитие чувства ритма у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья.
Автор: муз. руководитель Небеско И. И.
ГБДОУ №23 Примоского района г. Санкт Петербурга 2024
Тема: Развитие чувства ритма у дошкольников
Развитие чувства ритма заключается не только в оттачивании движений под музыку. Такие занятия способствуют успешному формированию выразительной, эмоциональной речи в раннем возрасте с помощью рисунков и игр. Развивая чувство ритма у детей, педагог положительно влияет на их творческое мышление, слух, моторику. Такие занятия создают фундамент для успешного обучения в дальнейшем.
Публикация «Развитие чувства ритма у дошкольников» размещена в разделах
Что такое чувство ритма?Чувство ритма – это способность ощущать течение времени в музыке и понимать музыкальные события, которые в это время происходят. Весь мир вокруг нас наполнен ритмами : это биение сердца и дыхание, набегающие на берег волны и хлопки крыльев птицы, стук колес и даже смена времен года.
Развитое чувство ритма позволит ребенку улучшит речь, координацию движений и даже интеллектуальные возможности. Как отмечал выдающийся психолог Б. Теплов, «ритм в музыке воспринимается не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма»!
В дошкольных учреждениях развитию чувства ритма уделяют особое внимание, но и дома родители могут помочь ребенку улучшить свои способности!
Чтобы избежать многих ошибок в будущем, необходимо в процессе работы с детьми еще на начальных занятиях объяснять, показывать на практике азы музыкального ритма, ритмической организации материала, различные ритмические формулы, принципы сильных и слабых долей и т. д.
Заниматься ритмом отдельно, абстрактно от развития музыкального слуха, музыкального мышления бессмысленно. Чувство ритма, как и музыкальный слух, должно воспитываться до того, как ребенок начнет занятия на инструменте. Вообще можно сказать, что чувство ритма является первостепенным в комплексе музыкальных способностей. Есть мнение педагогов, что при определенной методике работы, в основе которой является движение под музыку, чувство ритма развивается. В данной работе мы придерживаемся именно этого утверждения.
Чтобы развить чувство ритма у ребенка в занятиях можно использовать игры со словом. Особенностью является то, что эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодический напев.
Первоначальные ритмоинтонационные попевки должны быть наделены характерностью и выразительностью и быть «на слуху» у ребенка. Ими могут быть детские считалки, дразнилки, прибаутки (обычно на одном, двух или трех звуках).»Петушок», «Топи –тошки», «Эхо», Котенька- коток».
На начальном этапе мы не будем требовать от детей воспроизведения сложных ритмов. Первым делом следует научить их умению равномерно передавать пульсацию долей. Педагог приносит на занятие игрушку или карточку с изображением животного, произносит название игрушки или картинки, а потом повторяет название, одновременно хлопая в ладоши. Игрушке это нравится и она «просит» ребенка повторить. На данном этапе названия прохлопываются только четвертными длительностями. Как вариант каждой игрушке придумать имя. Например: Маша,Ваня, Лошадка,Мячи
Отхлопывать ритм можно по коленям, по животику, по щечкам (пальчиками, по столу (ладошками) или по полу (топая ногами).
Педагог рассаживает игрушки и придумывает какую-то игровую ситуацию. Например: «Зайчику было грустно, он сидел и плакал, к нему в гости пришел Мишка Федя, сел рядом и начал успокаивать. Потом пришел Котик Барсик и стал ласково мяукать. Зайчик Степа успокоился».
- Кто пришел в гости к Зайчику Степе? Мур-ка., Жуч -ка
Ребенок проговаривает и прохлопывает сложившуюся ритмическую формулу из кличек. Животных каждый раз можно менять.
Играть можно не только с отдельными словами, но и с целыми стихами. Для этого педагог прочитывает стих, а в это время ребенок пытается передать те шаги, которые он слышит в стихотворении, с помощью хлопков, игрой на детских музыкальных инструментах (ложки, трещотки, колокольчики, треугольники, маракасы) или на домре на открытых струнах. Стихотворения и мелодии должны быть узнаваемыми для ребенка. Например:
Следующий шаг в развитии чувства ритма – ощущение метра (сильных и слабых долей). Слабые доли прохлопываем в ладоши, а сильные ударом руками по коленям. Лучше всего на этом этапе помогут упражнения с использованием имен. Сначала необходимо выяснить, сколько нужно сделать хлопков на конкретное слово, затем какой из слогов ударный. Для того, чтобы понять какой слог в слове ударный, нужно его пропеть. Например, имя Соня. Сколько нужно хлопков, чтобы заменить имя Соня? Верно, два. Какой слог ударный, а какой безударный? (Пропеваем Со-ня). Сразу стало ясно, что ударный слог в этом слове – первый.
Игра «Кто твой дружок или подружка?»
Спросить у ребенка: «Кто твой дружок или подружка?». Ребенок сам прохлопывает и проговаривает имя. С подобными играми педагог активизирует ребенка на самостоятельное выполнение заданий.
В играх со словами можно использовать не только имена, но названия животных или растений.
Игра «Найди пару»
В одном столбце изображения животных, в другом рисунки ритмов этих слов. Необходимо найти нужный ритм к картинке и соединить их карандашом:
И последний шаг в развитии чувства ритма – сам ритм (чередование коротких и длинных долей).
В столь раннем возрасте ребенку еще трудно понять и запомнить названия длительностей. Пока он может только различать короткие и длинные звуки. Для обозначения нужно использовать условные знаки: долгий звук выразить в виде длинной вертикальнойполоски, а короткий в виде полоски меньшего размера.
Также можно использовать еще один способ: длинные звуки будут изображаться незакрашенным овалом, а короткие звуки будут представлять собой такие же овалы, только заштрихованные.
Советы педагогам и родителям
Слушайте много разной музыки
Во время звучания композиции воспроизводите вместе с ребенком ее ритмический рисунок : хлопайте в ладоши, стучите карандашом по твердой поверхности или пойте. Такое упражнение можно превратить в увлекательную игру с интересными заданиями и даже призами!
Используйте метроном во время игры на музыкальных инструментах
Занятия с метрономом помогут ребенку запомнить правильную длительность исполняемых нот и освоить новые ритмические комбинации. Можно пользоваться как механическим метрономом, так и его онлайн-версиями в интернете.
Записывайте исполнение и анализируйте его