Ирина Киселева
Семинар-практикум для родителей «Комната моей мечты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Семинар-практикум – Комната моей мечты»
Форма проведения: семинар-практикум.
Аудитория:
Количество участников:
родители – 10 чел., дети – 10 чел., воспитатель, педагог-психолог.
Задачи:
1. Оптимизировать систему внутрисемейного воспитания;
2. Определить стиль семейного воспитания;
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Комната моей мечты“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
3. Обогатить опыт конструктивного взаимодействия родителей с детьми (на основе партнёрства и сотрудничества);
4. Актуализировать детско-родительские отношения;
5. Предотвратить конфликтные ситуации в условиях семейного воспитания;
6. Повысить самоуважение родителей;
7. Пополнить опыт регулирования эмоционального состояния родителей.
Ожидаемый результат:
1. Оптимизирование системы внутри семейного воспитания;
2. Осознание присущего семье стиля семейного воспитания;
3. Обогащение опыта конструктивных взаимодействий с детьми (на основе партнёрства и сотрудничества);
4. Актуализированы детско-родительские отношения;
5. Предотвращение конфликтных ситуаций в условиях семейного воспитания;
6. Повышение самоуважения родителей;
7. Пополнение опыта регулирования эмоционального состояния родителей.
Информационно – техническое обеспечение:
1. Медиапроектор;
2. Ноутбук;
3. Музыкальный центр.
Материалы и оборудование:
1. Заготовка в виде плоского домика и лист белой бумаги для пола – на каждого участника;
2. Небольшие коробочки;
3. Фантики от конфет;
4. Клей;
5. Ножницы;
6. Цветная бумага;
7. Гуашь;
8. Кисти;
9. Стаканчики с водой;
10. Салфетки;
11. Картинки с изображением сказочных персонажей для тренинг-игр.
Логика проведения:
1. Воспитатель приветствует пришедших гостей. Знакомит родителей с педагогом-психологом.
2. Педагог-психолог демонстрирует по средствам презентации результаты анкетирования (Приложение 1).
3. Педагог-психолог предлагает перед началом творческой работы «поиграть». Проводятся тренинговые упражнения между родителями и детьми: «Сиамские близнецы», «Найди пару» (Приложение 2, 3). Упражнения тренируют навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии.
4. Воспитатель рассказывает присутствующим, чем они сегодня будут заниматься. Наверняка у каждого из них есть представление о замечательной комнате, где они хотели бы жить. Вот такую комнату им и предстоит сегодня создать. Каждому участнику гостиной раздается заготовка в виде плоского домика и листа бумаги, который будет служить полом в комнате. Комнату надо оформить так, чтобы сразу было видно: художник воплотил в ее оформлении все свои мечты (во время рассказа воспитателя, идет трансляция слайд шоу с семейными фотографиями участников семинара).
5. Участники приступают к работе. Фоном звучит спокойная расслабляющая музыка. Члены каждой пары «ребенок — взрослый» сидят рядом. При желании они могут советоваться друг с другом или друг другу помогать.
6. Итог семинара: обсуждение работ. Две заготовки — та, что у ребенка, и та, что у взрослого, — представляют собой детали, которые при желании можно собрать в один домик. Иногда участники догадываются об этом сами: это настоящее открытие, в котором воплощается полнота замысла. Ведь целый домик выглядит гораздо красивее и романтичнее двух половинок. Если же такая идея не придет в голову кому-нибудь из присутствующих, воспитатель подскажет решение в конце проекта. Каждая семья проводит небольшую презентацию своей комнаты, можно сочинять про них и про их обитателей истории, а можно просто ими любоваться.
7. Перспектива развития: через две недели педагог-психолог проводит повторное анкетирование среди родителей на выявление успешности проведения семинара-практикума – Комната моей мечты (Приложение 4).
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(предварительный этап)
Фамилия, имя, дата рождения ребенка.
1. Состав семьи.
2. Профессии родителей.
3. Образование отца и матери.
4. Материальное положение.
5. Бытовые условия.
6. Какой ребенок по счету в семье?
7. С какого времени ребенок посещает дошкольное учреждение?
8. Как долго находится в данной группе ДОУ?
9. Какие нравственные качества сформированы у вашего ребенка?
10. С кем больше всего любит играть: со сверстниками, младшими детьми, старшими детьми, взрослыми?
11. Каким литературным героям стремится подражать ребенок?
12. Какие телепередачи, мультсериалы любит смотреть ваш ребенок?
13. Какому герою из мультфильма стремится подражать? Какие качества у них выделяет?
14. Какие из перечисленных видов деятельности выполняет ребенок успешнее других – придумывание совместных игр; рассказывание сказок, историй; рисование; лепка; пение?
Диагностика, выявляющая особенности семейного воспитания включает анкету для родителей, которая позволяет выявить уровень коммуникативных умений родителей.
Приложение 2
"СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ"
Участники разбиваются на пары. Ведущий предлагает каждой паре представить себя сиамскими близнецами, сросшимися любыми частями тела. "Вы вынуждены действовать как одно целое. Пройдитесь по комнате, попробуйте сесть, привыкните друг к другу. А теперь покажите нам какой-нибудь эпизод из вашей жизни: вы завтракаете, одеваетесь и т. д. " Упражнение тренирует навыки взаимосвязи и взаимозависимости в едином взаимодействии.
Приложение 3
"НАЙДИ ПАРУ"
Каждому участнику при помощи булавки прикрепляется на спину лист бумаги. На листе имя сказочного героя или литературного персонажа, имеющего свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Львенок и Черепаха, Красная Шапочка и Волк, Маша и Медведь, Волк и Заяц, Винни-Пух и Пятачок, Малыш и Карлсон и т. д. Каждый участник должен отыскать свою "вторую половину", опрашивая группу. При этом запрещается задавать прямые вопросы типа: "Что у меня нарисовано на листе?". Отвечать на вопросы можно только словами "да" и "нет". Участники расходятся по комнате и беседуют друг с другом. На упражнение отводится 10-15 минут.
Приложение 4
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(диагностика успешности проведения семинара-практикума)
1. Единодушны ли вы с вашим (ей) супругом (ой) в воспитании ребенка?
2. Какова ваша позиция в общении с ребенком (доминирующая, на равных?
3. Как чаще всего вы воздействуете на ребенка – в виде указаний, объяснений, внушения, убеждения, просьб?
4. Как часто, занимаясь своими делами, вы делаете вид, что слушаете ребенка, но не слышите его? (Часто, иногда, никогда.)
5. Оскорбляете ли вы ребенка (в речевой форме) при конфликте с ним? (Да, иногда, нет.)
6. Учитываете ли вы эмоциональное настроение вашего ребенка? (Всегда, иногда.)
7. Как часто вы делаете замечания ребенку, если он допускает ошибки в общении? (Всегда, иногда, никогда.)
8. Напоминаете ли вы ребенку, если он забывает говорить речевые этикетные формулы?
9. Всегда ли вы понимаете настроение ребенка?
10. Понимаете ли вы ребенка в процессе общения по его жестам и мимике?
11. Какие приемы и как часто используются в семье для развития у ребенка умения общения?
12. С какими трудностями вы встречаетесь в процессе формирования культуры общения?
13. Что мешает вашему полноценному общению с ребенком?
Критериями оценки уровня воспитательной деятельности родителей в семье и уровня собственных умений общения являются 3 показателя:
• понимание необходимости формирования умений межличностного общения;
• соблюдение родителями этики общения с ребенком;
• соблюдение родителями норм межличностного общения между собой в присутствии ребенка.
Каждый показатель оценивается в 2 балла.
Уровни:
высокий – родители положительно оцениваются по трем показателям (6 баллов);
средний – родители положительно характеризуются по двум показателям (4 балла);
низкий – родители положительно характеризуются по одному показателю (2 балла).