Анна Лоскутова
Разговор воспитателя с детьми, как средство развития речи детей младшего возраста
1. Диалог как объект исследования в современной науке.
Диалог для ребёнка является первой школой овладения речью, школой общения, он сопровождает и пронизывает всю его жизнь, все отношения, он, по существу, является основой развития личности.
Т. Г. Винокур определяет диалог с точки зрения специфики языка, как особую, функционально-стилистическую форму речевого общения, которой свойственны: наличие двух или нескольких участников, обменивающихся речью; более или менее быстрый темп речи, когда каждый компонент её является репликой; сравнительная краткость реплик; лаконичность и эллиптичность построений внутри реплик.
Публикация «Разговор воспитателя с детьми, как средство развития речи детей младшего возраста» размещена в разделах
Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чём идёт речь, и не нуждаются в развёртывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нём может быть не полной, сокращённой, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология, краткость, недоговорённость, обрывистость, простые и сложные бессоюзные предложения, кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.
Характеризуя диалогическую речь, исследователи указывают на различные её особенности. Так, ряд авторов отмечают, что диалогическая речь ситуативна (связана с обстановкой, в которой происходит разговор, и отношениями общающихся, контекстуальна (каждое очередное высказывание в ней в значительной мере обусловлено предыдущими, свёрнута (в ней многое подразумевается, благодаря общности ситуации для собеседников и их осведомлённости в ней, реактивна (реплика является речевой реакцией на речевой и неречевой стимулы, малоорганизована (реплика обычно не произвольна, заранее не обдуманна, незапрограмированна). Наконец, диалогическая речь характеризуется краткостью высказываний и простотой их синтаксического построения.
Исследования психологов и педагогов доказывают, что у детей диалог предшествует монологу (С. А. Рубинштейн, А. И. Леушина, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев и др.). Через диалог дети усваивают грамматику родного языка, его словарь, фонетику; черпают полезную информацию. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми диалог требует от ребёнка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.
Основная структурная единица диалога, по М. М. Бахтина - высказывание. Оно является таковым в силу активного вопрошающего, предвосхищающего отношения говорящего и активного ответного понимающего отношения партнера по общению.
Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать разговор) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.
2. Особенности развития диалогической речи младших дошкольников.
Особенности развития связной речи изучались Л. С. Выготским, С. А. Рубинштейном, А. М. Леушиной, Ф. А. Сохиным и другими учёными в области психологии. В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие мышления, восприятия, наблюдательности.
Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Дети свободно и часто вступают в контакт с детьми и взрослыми по своей инициативе, высказывают простейшие суждения о явлениях, предметах окружающего мира. В этот период могут быть резкие индивидуальные различия в развитии речи детей. Одни к трем годам хорошо владеют речью, правильно произносят все звуки, некоторые знают все буквы и делают первые шаги в чтении. Речь других детей этого же возраста далека от совершенства, неправильно произносятся звуки, искажается слоговая структура слов, делаются ошибки в согласовании слов в предложении и т. д.
Активный словарный запас детской речи становится разнообразнее. Достаточный словарный запас дает ребенку возможность свободно общаться с окружающими. Бедность словарного запаса вызывает трудности в пересказе сказки и в поддержании беседы со взрослыми и сверстниками, в передаче содержания чужой речи, в рассказе об увиденном. Хороший словарный запас способствует обогащению речи предложениями разной структуры, простыми и сложными, правильному их построению.
В этом возрасте исчезают почти все недостатки произношения звуков. Дети начинают критично относиться к речи сверстников, подмечают ошибки звукопроизношения. Это говорит о совершенствовании речевого слуха у детей.
В речи ребенка кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш, наречия (холодно, вкусно, появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый, то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).
Дети осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми, так и сложными, им доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативна.
Рассмотрим особенности диалогической речи детей дошкольного возраста.
Т. Слама-Казаку отмечает, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи. Особый интерес представляют, по мнению автора, детские обращения. Кроме простой формы обращения – зова, исследователь называет другие формы, имеющиеся в этом возрасте: просьбы, жалобы взрослым, приказы, запреты, «сентиментальные объяснения», название того, что делает говорящий. Т. Слама - Казаку отмечает следующие особенности диалога у детей 3- 4 лет:
• диалог либо принимает форму простого или более сложного разговора (состоящего из ряда реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;
• диалог между ребёнком и взрослым носит более сложный характер, нежели диалог между детьми одного возраста, и реплики следуют с подчёркнутой последовательностью благодаря тому, что взрослый придаёт более точное направление беседе, не удовлетворяясь непоследовательным или неясным ответом, принимаемый ребёнком – слушателем;
• неустойчивость группировки, а также трудности поддержания беседы между более чем тремя – четырьмя партнёрами;
• непоследовательность в содержании беседы, даже при наличии одной и той же группы.
3. Задачи и содержание работы по формированию диалогических умений детей.
Основной задачей развития диалогической речи у детей младшего дошкольного возраста является цель научить их пользоваться диалогом, как средством общения. Задачи обучения диалогической речи определяет образовательная программа учреждения. К примеру, в образовательной программе " От рождения до школы" эти задачи следующие:
• вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций;
• обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе;
• формировать потребность делиться своими впечатлениями со знакомыми взрослыми;
• помогать доброжелательно общаться друг с другом;
• упражнять детей в употреблении соответствующих форм словесной вежливости.
Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Можно выделить несколько групп диалогических умений:
1. Собственно речевые умения: вступать в общение; поддерживать и завершать общение; говорить выразительно, соблюдая темп и интонацию диалога.
2. Умения речевого этикета: обращение, знакомство, приветствие, приглашение, просьба, извинение, жалоба, поздравление, благодарность и др.
3. Умение общаться в паре, в группе из 3-5 человек, в коллективе для планирования совместных действий, обсуждения определенной темы.
4. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
Большой вклад в работу по содержанию и формированию диалогических умений младших дошкольников внесла А. Г. Арушанова, она выделяет основные педагогические условия развития диалогического общения детей. Ими являются:
• развивающая педагогическая среда, пространство общения;
• правила организации жизни детей;
• неурочные формы обучения родному языку;
• недисциплинарные методы привлечения и удержания внимания;
• эмоциональный комфорт, творческая атмосфера в группе.
Дети должны иметь возможность объединяться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий. Поэтому кроме просторной групповой комнаты полезно иметь мини – мастерские, мини – театр, мини – библиотеку, изостудию и т. д. Желательно иметь модули, большие мольберты, фланелеграф, магнитные доски и т. п.
Для того чтобы дети обжили пространство общения, необходимо соответствующие правила организации жизни:
• побуждение к самостоятельному пользованию кабинетами;
• объединение детей разных возрастов в инсценировках, играх на воздухе;
• вовлечение родителей в жизнь детского сада.
Всё это воспитывает в детях самостоятельность, обогащает их опыт общения с людьми разного возраста (приветствие, обхождение, прощание).
Обучение на занятиях – составляющая педагогической культуры дошкольного учреждения, где особенно отчётливо проявляется дидактический аспект коммуникации. Обучение детей родной речи, по мнению А. Г. Арушановой, желательно проводить в жанре сценариев активизирующего общения.
Но главное – это неучебная мотивация деятельности детей. Они не пересказывают сказки и рассказы, а в них играют. Дидактические игры парами и небольшими подгруппами обогащают опыт детей как партнёров по общению, способствуют их эмоциональному комфорту, а также развитию языковой способности. Эмоциональному комфорту детей способствуют недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания:
• разнообразные сюрпризные моменты (движущиеся, плавающие, звучащие игрушки);
• слуховые (музыка, звуки колокольчика, дудочка, пение, шёпот) и зрительные эффекты (свет фонарика в функции указки, волшебная палочка);
• элементы костюма воспитателя и детей;
• событийность (рисование воспитатель на глазах у детей, ряжение, организация пространства общения).
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что диалог имеет большое значение для развития речи детей дошкольного возраста, а его формирование у дошкольников является важной речевой и общепедагогической задачей. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2008.
2. Алексеева М. М. Речевое развитие дошкольников/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 2002.
3. Алексеева М. М. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М., 1999.
4. Арушанова А. Г. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками /А. Г. Арушанова//Дошкольное воспитание. – 2001.- №5.–c. 20.
5. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада/А. Г. Арушанова. - М., 1999.
6. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества/М. М. Бахтин. -М., 1998.
7. Бородич А. М. Методика развития речи детей. /А. М. Бородич. – М., 1981.
8. Вакуленко Ю. А. Игры, праздники и забавы в дошкольном образовательном учреждении для детей 4-6 лет: занятия, мероприятия, творческая деятельность / Ю. А. Вакуленко. - Волгоград, 2009.
9. Винокур Т. Г. О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи. Исследования по грамматике русского литературного языка/Т. Г. Винокур. - М. ,1998.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь/Л. С. Выготский. — М., 1996.
11. Горшкова Е. Учите детей общаться/Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. – 2000. №12. - с. -15.
12. Гербова В. В. Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей / В. В. Гербова и др. – М., 2008.
13. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М., 2000.
14. Лисина М. И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми/М. И. Лисина. — М. ,1998.
15. Нечаева В. Г. Воспитание дошкольника в труде. /Под ред. В. Г. Нечаевой. -М., 1999 г.
16. Рубинштейн С. Л. Развитие речи у детей. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. - М., 2002.
17. Рузская А. Г. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. /А. Г. Рузская, С. Ю. Мещерякова. – М., 2007
18. Сафонова О. Активизация речевого общения старших школьников/О. Сафонова//Дошкольное воспитание. – 2007.-№1. –с. 12.
19. Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду/ О. И. Соловьева. – М., 1996.
20. Сохин Ф. А. Задачи развития речи дошкольников в детском саду/Ф. А. Сохин// Детский сад от А до Я. – 2005.-№2.-с. 16.
21. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольников/Ф. А. Сохин//Вопросы психологии. -1989.-№3.-с. -11.
22. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений /Н. А. Стародубова. — М., 2006.
23. Струнина Е. М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий /Е. М. Струнина, О. С. Ушакова. - М. ,2001.
24. Тихеева Е. И. Развитие речи детей/ Е. И. Тихеева. – М., 1981.
25. Ушакова О. С. Актуальные проблемы развития речи детей дошкольного возраста/О. С. Ушакова//Детский сад от А до Я. - 2005.-№2.-с. -20.
26. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М., 2004.
27. Ушакова О. С. О программе развития речи детей дошкольного возраста/О. С. Ушакова//Управление ДОУ. – 2006.-№6.-с. 23.
28. Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения/Н. И. Формановская. – М., 1994.
29. Флерина Е. А. Разговорная речь в детском саду. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/Е. А. Флерина М. М. Алексеева. - М. ,1999.
30. Якубинский Л. П. Избранные работы: Язык и его функционирование/ Л. П. Якубинский, отв. ред. А. А. Леонтьев. - М. :1999.
31. Яшина В. И. Речевая среда и дети/В. И. Яшина//Дошкольное воспитание. -2003.-№8. с. -8.