Валентина Охрименко
Конспект занятия «Растём патриотами» для детей второй группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Растём патриотами
Пояснительная записка.
Актуальность: В наше время, под воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Культура великого русского народа, которая складывалась веками и имеет огромное количество обычаев, традиций и обрядов, уникального фольклора, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современные нравы постепенно деформируют чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. Под влиянием далеко не нравственных западных мультфильмов искажены представления о доброте, милосердии, справедливости. Наша родная культура, как мама и папа для ребенка, должна стать неотъемлемой частью его души, началом, порождающим личность гражданина и патриота. Как бы ни менялось наше общество, чтобы не происходило, воспитание у подрастающего поколения любви и уважения к своей стране, гордости за неё необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать всё это с привлекательной стороны. Тем более, что нам есть чем гордиться.
Публикация «Конспект занятия „Растём патриотами“ для детей второй группы раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Дети 3-го года жизни не умеют общаться друг с другом, проявляют некую враждебность, это проявляется в нежелании делиться игрушками, в отказе помочь товарищу в трудной ситуации, так же слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания по отношению друг другу и по отношению к близким людям. С рождения человек стремится к идеалу хорошего, поэтому уже с раннего возраста необходимо показать ребенку нравственную сторону каждого поступка и оказать максимальное влияние на формирование и развитие нравственных качеств человека.
Сроки реализации программы: сентябрь-май.
Участники: дети второй группы раннего возраста (2-3 года, родители, педагоги.
Постановка проблемы:
Если в раннем возрасте начать знакомить детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, с семейными ценностями, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного и эстетического воспитания. Вследствие этого дети научатся сохранять все культурные ценности нашей Родины, будут жить, даря миру свои таланты, прославляя нашу Родину.
Цель: Формирование нравственно-патриотических чувств детей через различные виды деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• Заложить у детей основы патриотического воспитания.
• Познакомить и приобщить к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми.
• Расширить представление о тех людях, которые находятся рядом с ребёнком в семье, в детском саду, в общественных местах и об их взаимоотношениях.
• Знакомить с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни.
• Формировать у ребёнка представление о себе и своих отличиях от других (имя, фамилия, внешний вид, элементарные представления о строении человека).
• Формировать: элементарные представлениям о том, что хорошо и что плохо, доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, способствовать накоплению опыта правильной оценки хороших и плохих поступков.
• Знакомить детей с русским народным творчеством (колыбельные песни, потешки, загадки, игры-забавы, хороводы, народные подвижные игры) и народными промыслами (матрешки, ложки и т. п).
Развивающие:
• Развивать интерес к русским народным сказкам, народным играм, стимулировать к заучиванию закличек, потешек, забав.
• Развивать речь детей, побуждая их отвечать на простые вопросы и повторением песен, потешек.
• Развивать чувства ритма и музыкально-слуховые представления.
Воспитательные:
• Воспитывать нравственно - патриотические чувства.
• Воспитывать внимание и заботу, по отношению к окружающим.
• Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности и любви к
своим близким.
• Воспитывать важнейшие черты русского национального характера и прививать, присущие ему, нравственные ценности: представление о доброте, красоте, дружбе, порядочности, совестливости, способности к состраданию.
• Воспитывать чувство вежливости (здороваться, прощаться, благодарить за помощь).
• Воспитывать в детях любовь к родной земле.
• Воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать негативное отношение к нечистоплотности, неаккуратности и позитивное отношение к чистоте и опрятности.
• Воспитывать желание нравиться взрослым и сверстникам и получать положительные оценки.
Предполагаемый результат:
• умение проявлять доброту, дружелюбие, сочувствие, оказывать помощь, находить общий язык со сверстниками и со взрослыми
• дети должны уметь играть вместе
• быть вежливыми, знать «волшебные слова»
• быть внимательными по отношению к себе и к товарищу
• уметь анализировать поступки сказочных героев.
Критерии мониторинга:
• Умеет общаться со сверстниками и взрослыми, согласно общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.
• Имеет представление о тех людях, которые находятся рядом с ребёнком в семье, в детском саду, в общественных местах и об их взаимоотношениях.
• Знаком с разнообразными средствами и способами общения в повседневной жизни.
• Имеет представление о себе и своих отличиях от других (имя, фамилия, внешний вид, элементарные представления о строении человека).
• Имеет элементарные представлениям о том, что хорошо и что плохо.
• Доброжелательно относится к окружающим, умеет делиться с товарищем.
• Знает колыбельные песни, потешки, загадки, игры-забавы, хороводы, народные подвижные игры, знаком с народными промыслами (матрешки, ложки и т. п).
• Умеет отвечать на простые вопросы.
• С вниманием и заботой относится к окружающим.
• Имеет представление о доброте, красоте, дружбе, порядочности, совестливости, способности к состраданию.
• Умеет здороваться, прощаться, благодарить за помощь.
• Умеет бережно относиться к родной природе.
• Имеет негативное отношение к нечистоплотности, неаккуратности и позитивное - к чистоте и опрятности.
Методы осуществления:
1. Совместная деятельность педагогов и детей :
• групповая и подгрупповая
• этические беседы
• дидактические, подвижные, малоподвижные, хороводные, пальчиковые игры и упражнения
• создание игровых ситуаций
• театрализованные представления
• художественное творчество (нетрадиционное рисование)
• чтение худ. литературы
• слушание музыки
• наблюдение на прогулке
• поручения
2. Индивидуальная:
• обсуждение проблемных ситуаций.
Работа с родителями:
1. Оформление родительского уголка по теме.
2. Оформление выставки «Умелые ручки», по мотивам русского народного творчества и народов ханты и манси.
3. Папка – передвижка на тему «Что такое доброта».
4. Консультация на тему : «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста», «Русский самовар и чаепитие на Руси», «Культура и обычаи народов ХМАО - Югры».
5. Совместная выставка «Наша дружная семья в образе Матрешек».
Тематический план:
Месяц Тема Задачи Количество занятий
Сентябрь – ноябрь.
«Давайте познакомимся»
Познакомить детей с педагогами, друг с другом. Развивать элементарные представления о дружеских отношениях, формировать представление о себе как о человеке
10
Декабрь
«Мои друзья» Развивать представление о том, что такое дружба. 4
Январь
«Мир сказки» Знакомство с русскими народными сказками и сказочными персонажами. 3
Февраль
«Наши защитники»
Дать представление о том, что мужчина - это защитник семьи, Родины. Воспитывать доброе, уважительное отношение к своему папе (дедушке). Развивать желание подражать взрослым. 4
Март
«Моя мама»
Дать представление о том, какая мама (бабушка) – добрая, нежная, хранительница очага. Формировать умение выражать своё чувство любви к маме, бабушке и другим членам семьи.
4
Апрель
«Народная культура и традиции»
Приобщать к культуре русского народа. Продолжать знакомить с устным и прикладным народным творчеством, с народными музыкальными инструментами. Обогатить словарь за счет слов, встречающихся в устном народном творчестве.
4
Май
«Моя семья»
Знакомить детей понятиями «семья», «члены семьи», функциями семьи. Формировать понятие «Мой дом (семейный очаг)», «Моя семья». Воспитывать любовь и отзывчивость к своим близким.
4
Перспективный план:
Месяц Тема Программное содержание Методическое обеспечение
Сентябрь 3-я неделя.
Беседа «Моя группа». Экскурсия по группе. Пальчиковая игра «Сорока-белобока». Познакомить детей с сотрудниками группы и их трудом. Наладить тактильный контакт между воспитателем и детьми. Облегчить адаптацию в детском саду.
4-я неделя.
Чтение потешек «Водичка,водичка…», «Расти, коса, до пояса…», «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку…». С помощью народных песенок-потешек воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умывание, причесывание, кормление.
Октябрь 1-я неделя.
Совместные игры «Покажите кого назову», «Сделай как я».
Помочь детям понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.
2-я неделя.
Кукольный театр «Репка»
3-я неделя.
Рассматривание картины «Как дружно играют дети в детском саду». Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми.
4-я неделя.
Беседа «Вежливые слова» Приучать детей к вежливости. Развивать словарный запас. Воспитывать уважительное отношение к другим людям.
Ноябрь 1-я неделя.
Беседа «Для чего человеку имя?». Развивать представление детей об имени, фамилии, что означает имя.
2-я неделя.
Словесные игры «Назови ласково», «Кто я?» Развивать речь и память детей, учить называть ласково не только себя, но и других ребят, животных.
3-я неделя.
Заучивание потешек: «Котик - коток», «Кошка Мурка».
4-я неделя.
Составление небольших рассказов: «Я люблю, когда…» .
Развивать речь детей, побуждать их составлять небольшие фразы, предложения. Формировать представление о себе как о человеке.
Декабрь
1-я неделя.
Игра-ситуация «Давай меняться», «Помогите мне». Хоровод «Ходит Ваня».
Помочь понять некоторые причины возникновения ссоры, учить простым способом выхода из конфликта.
2-я неделя.
Чтение/пение С. Михалков «Песня друзей»
3-я неделя.
Беседы «Друзья», «С кем я дружу».
Способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.
4-я неделя.
Игры «Ласковые слова», «Назови ласково»
Январь 2-я неделя.
Разучивание песенки «В лесу родилась ёлочка».
Развивать речь детей посредствам запоминания стихов и песен о зиме, зимних праздниках, дружбе.
3-я неделя.
Разучивание потешки «Маша варежку надела».
4-я неделя.
Игра-ситуация «Узнай сказку», «Чей хвост». Обучать умению понимать содержание сказки, узнавать героев по характерным признакам.
Февраль 1-я неделя.
Беседа «Кто такие богатыри»,рассматривать картину Васнецова «Три богатыря».
Познакомить с русскими народными героями, защитниками.
2-я неделя.
Чтение С. Маршак «Сказка про короля и солдата».
3-я неделя.
Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа был солдатом», знакомство с родами войск «Моряки и летчики». Воспитывать у детей чувство долга, силы, ответственности, желание защитить слабых, свою Родину.
4-я неделя.
Нетрадиционное рисование «Самолеты летят». Развивать мелкую моторику рук детей через изготовление подарков для пап - рисование открыток по трафаретам.
Март 1-я неделя.
Беседа с детьми о своих мамах, «Как я помогаю маме», с / р игра «Дочки- матери».
Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг
2-я неделя.
Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине».
3-я неделя.
Коллективное творчество. Рисование ладошками «Букет». Развитие мелкой моторики, воспитание чувства прекрасного через изготовление подарков для мам.
4-я неделя.
С/р игры «Дочки- матери», «Уложи малышку спать». Учить применять потешки, колыбельные песни в играх.
Апрель
1-я неделя.
Знакомство с народными промыслами: матрешкой, неваляшкой. Вызвать интерес к русскому народному творчеству.
2-я неделя.
Ритмические движения под «Танцы с платочками», пение «Во саду ли…», игра на народных музыкальных инструментах (ложках) с песней «Жили у бабуси».
Приобщить к народному музыкальному искусству
3-я неделя.
Чтение и разучивание заклички «Божья коровка…», потешки «Уж как я ль свою коровушку люблю». Формировать бережное, отзывчивое отношение к растениям, птицам и животным.
4-я неделя.
Раскраски «Платочек для матрешки», «Веселые ложечки» Учить создавать яркие фольклорные узоры, формировать эстетический вкус.
Май
1-я неделя.
Чтение худ. литературы С. Прокофьева «Маша и Ойка». Беседы «Мой папа», «Моя мама», «Мои брат и сестра».
Учить детей составлять небольшие рассказы о членах семьи.
2-я неделя.
Совместное рассматривание альбома с семейными фотографиями. Беседы «Расскажите кто на фотографии», «Угадайте кто на фото», «Чей я угадай».
3-я неделя.
Заучивание пальчиковой игры «Этот пальчик дедушка…», потешки «Еду, еду к бабе, к деду».
Развивать речь детей, закрепить знания о семье.
4-я неделя.
Чтение С. Маршак «Сказка о глупом мышонке».
Беседа «Что значит любить родителей». Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме (папе?».
Воспитывать доброту, терпение, чувство привязанности и любви к своим близким.
В течение года для ознакомления с живой природой, явлениями природы, с трудом взрослых используются прогулки и наблюдения. Включать детей в работу по благоустройству участка детского сада. Организовывать подкормку птиц зимой. Акцентировать внимание детей на значимость их труда для остальных.
Итоговое мероприятие: Выставка совместных работ родителей и детей «Наша дружная семья в образе матрешек».
Список литературы:
1. «Приобщение детей к истокам русской народной культуре» О. Л. Князева, М. Д. Миханева.
2. «Знакомство детей с русским народным творчество» Т. А. Буранина, О. А. Маркива.
3. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.
4. Интернет ресурсы.