Елена Филимонова
Программа курса для обучающихся 1 классов «Расти здоровым»
▼ Скачать
«Расти здоровым»
программа курса для обучающихся 1 классов
34 часа, 1 час в неделю
Автор – составитель: Филимонова Е. И.
учитель начальных классов
Пояснительная записка.
Статистика свидетельствует: физиологически зрелыми сегодня рождается не более 10% детей, т. е. большинство сразу после рождения не готовы к физиологически полноценной жизни. Более того до 25-35% детей, приходящих в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. Приведенные цифры заставляют задуматься о причинах этого. Одной из главных причин является культурный кризис общества, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом.
Публикация «Программа курса для обучающихся 1 классов „Расти здоровым“» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
Задачи воспитания валеологической культуры школьников:
• Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации и мотивации к здоровому образу жизни;
• Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье;
• Становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях;
• Оказание элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи.
И. И. Мечников считал, что самое главное – научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.
Программа кружка по валеологии «Расти здоровым» разработана в соответствии с Законом «Об образовании». Программа кружка рассчитана для детей 6-7 лет, основной целью которой является формирование у дошкольников представлений о здоровье, умений и навыков здорового образа жизни и установок на заботу о своем здоровье.
Задачи образовательного процесса можно сформулировать следующим образом:
1. Помочь детям овладеть основами гигиенической и двигательной культуры.
2. Формировать элементарные знания о строении человеческого тела, о значении организма.
3. Обучать детей уходу за своим телом, навыками оказания первой элементарной помощи.
4. Развивать представление о том, что полезно, а что вредно для организма.
5. Формировать привычку ежедневных физических упражнений.
6. Изучать причины возникновения экстремальных ситуаций, умение находить выходы из них, соблюдение мер безопасности.
7. Выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умение определить свое состояние и ощущение.
Основными средствами обучения детей является игра, наблюдение, беседы, экспериментирование, КВНы, развлечения, практическая деятельность. Занятия с детьми проходят с октября месяца по апрель, 1 раз в неделю, продолжительность до 30 минут. Для определения уровня усвоения материала в конце каждого месяца проходит итоговое контрольно-проверочное занятие, итоги которого заносятся в таблицы (см. приложение). Диагностика валеологической культуры ребенка помогает выявить способы и образцы социального поведения, взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Выявляет осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека, решение задач, связанных с поддержанием, укреплением и сохранением здоровья, оказанием
элементарной медицинской, психологической помощи и самопомощи. В работе используются такие методы диагностики как наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктивной деятельности, вопросы к детям и др.
Планируемые результаты
Показателями эффективности работы по валеологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста будет наличие у детей:
-знание правил гигиены и ухода за своим телом;
-знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
-знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
-знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
К концу года ребенок должен знать и иметь представление:
- о важности занятий гимнастикой и физкультурой;
- о пользе закаливания;
- о ценности своего здоровья;
- об основных функциях организма;
- об основных витаминах в продуктах питания;
- о некоторых внешних признаках здоровья и болезни, о путях передачи инфекций;
- о первой помощи при травме;
- о необходимости обращаться ко взрослым в трудных ситуациях и несчастных случаях;
- о правилах ухода за зубами;
Ребенок должен уметь:
- выбирать полезные продукты, богатые витаминами;
- проводить закаливающие процедуры;
- правильно пользоваться личными вещами;
- вовремя и правильно мыть руки;
- пользоваться телефоном при вызове скорой помощи, милиции, пожарной
машины;
- оказывать первую медицинскую помощь.
Тематическое планирование
1. Человек – живое существо
Содержание раздела Количество часов Форма проведения
1. Из чего мы состоим? (наличие основных жизненноважных органов и систем) 1 Беседа, игра
2. Органы чувств 1 Беседа, дидактические игры, игровые упражнения
3. Что необходимо для роста и развития человека (пища, вода, воздух, тепло, одежда, жиль, режим, человеческое общение) 1 Беседа, рисование
4. В здоровом теле – здоровый дух (формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям, играм) 2 Подвижные игры, беседы
2. В гостях у Мойдодыра
1. Чтобы зубы были здоровыми (правила ухода за зубами) 1 Рисование, практикум
2. Почему болят зубы? (советы доктора Зубболита и бобра Суперзуба) 1 Беседа, игры, кроссворд
3. От простой воды и мыла у микробов тают силы (гигиена тела) 1 Игра, практикум
4. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья (закаливание организма) 1 Рассматривание картинок, игры
3. Помоги себе сам
1. Если случится с кем-то беда, помощь сумею я вызвать всегда (службы 01, 02, 03) 1 Игры, беседы, рисование
2. Правила поведения на улице 2 Практические занятия
3. Если трудно станет вдруг, мне поможет старший друг (учить избегать опасных ситуаций, обращаться за помощью к взрослым) 1 Обыгрывание ситуаций, беседы
4. Оказание первой доврачебной помощи 1 Практикум
5. Золотые правила питания
1. Еда Здоровячков и Хлюпиков (полезные и неполезные продукты) 1 Беседы, рисование
2. Здоровая пища для всей семьи 1 Беседы, рисование, чтение худ. лит.
3. Правила поведения за столом 1 Беседы, практика
4. Сервировка стола (приглашаем к нам на день рождения) 2 Ролевая игра, рисование
5. Человек и природа
1. Лекарственные и ядовитые растения - помощники и враги 1 Беседа, игры
2. Влияние загрязнения окружающей среды на жизнь и здоровье людей (неблагоприятная экология) 1 Правила поведения на природе
3. Охрана окружающей среды (что влечет за собой нарушение взаимосвязей в природе) 1 Беседа, игры
4. Умей сказать «нет» (о вредных привычках) 2 Беседа, игра
6. Откуда берутся болезни?
1. Болезни и здоровье. Признаки заболевания 1 Беседа, игры
2. Боль физическая и душевная 1 Психологический тренинг,
упражнения
3. Как вести себя во время болезни 1 Чтение худ. лит-ры, беседа, игры.
4. Профилактика заболеваний 1 Беседа, игры, практикум
7. Овощи и фрукты – полезные продукты
1. Ценность овощей и фруктов. 1 Беседы, рисование, загадки
2. Лук – от семи недуг (о пользе лука и чеснока) 1 Аромотерапия, д / игры
3. Зачем нужны соки и фрукты. Витамины – маленькое чудо природы 1 Беседа, игры, загадки
4. «Именины витаминов» 1 КВН
Итого: 32 часов 2 часа резерв
Содержание программы
Программа валеологического воспитания состоит из 7 разделов, каждый из которых делится на 4 темы, рассчитанных на 1 месяц.
1. «Человек – живое существо»
2. «В гостях у Мойдодыра»
3. «Помоги себе сам»
4. «Золотые правила питания»
5. «Человек и природа»
6. «Откуда берутся болезни»
7. «Овощи и фрукты - полезные продукты»
1. Раздел «Человек – живое существо» ставит перед собой задачи ознакомления детей со строением тела человека, с функциями основных органов и систем, с тем, что необходимо человеку для нормального существования. Человек не может прожить без тепла, света, без пищи и гигиенических навыков, без труда, человеческого общения и занятия спортом.
2. Второй раздел «В гостях у Мойдодыра» предполагает сформировать у детей элементарные гигиенические умения и навыки. Как правильно ухаживать за зубами и что влияет на здоровье людей, как водой и мылом можно предупредить различные болезни, закаливание организма водой, солнцем и воздухом.
3. Задача раздела «Помоги себе сам» заключается в следующем: «Формирование элементарных навыков оказания первой медицинской помощи умение вести себя умело в экстремальных ситуациях, обращаться за помощью в службу милиции, скорой помощи, пожарную службу.
4. Раздел «Золотые правила питания» предполагает дать детям представления о правильном и полезном питании, какие продукты полезны для организма, а какие – нет. Закрепить у детей правила поведения за столом и правила сервировки стола как теоретически, так и практически.
5. В разделе «Человек и природа» мы знакомим детей с охраной окружающей среды, учим называть и различать лекарственные и ядовитые растения и грибы.
6. «Откуда берутся болезни» - название одного из разделов программы, из которого дети узнают о возникновении болезней и способов их профилактики, о формировании правильного отношения к своему здоровью.
7. Последний раздел «Овощи и фрукты – полезные продукты» ставит задачи: «Дать детям представление о витаминах, в каких продуктах они содержатся, и какую пользу приносят организму человека».
Литература
1. Авдеева, Н. и др. Безопасность глазами ребенка: Учебно-методическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. /Авдеева Н., Князева О., Стёркина Р. // Основы безопасности жизни. – 2000. - №4. – С. 10-13.
2. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника текст : методическое пособие – 2-е изд. – М. : 2000. -108 с.
3. Богина, Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях текст : методическое пособие /Т. Л. Богина. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 112с. -(Библиотека воспитателя)
4. Борисова, Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками текст : методическое пособие – 2-е изд. переработ. – М. : Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144 с. – (Дошкольное образование)
5. Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка текст. – М. : Школьная пресса, 2007. – 24с. – (Я – человек).
6. Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологически культурным? : текст В. Деркунская, Н. Поведенок Дошкольное воспитание. – 2004.-№11.- С. 12-15.
7. Змановский, Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми текст : методическое пособие – 2-е изд. испр. и доп. – М. : 2001.- 94 с.
8. Кондратьева. Н. Н. Мы. Программа экологического образования текст : программа – 2-е изд. – М. :АРКТИ, 2002. – 172 с.
9. Лоскин, В. А., Голубева, Л. Г. Растем играя : Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физической культуры. – М. : Просвещение, 2002. – 110с.
10. Маханева, М. Д. Воспитание здорового ребенка : пособие для практических работников детских дошкольных учреждений текст, таблицы : рекомендации - 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2000. – 107с. – (Развитие и воспитание дошкольника).