Зинаида Насонова
Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Весна — большая вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №19 «Золушка»
Цикл
организованной
образовательной деятельности
на тему:
«Рассматривание репродукции
картины И. И. Левитана
«Весна – большая вода»
Группа общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет.
Воспитатель: Насонова Зинаида Ивановна.
Ознакомление с репродукцией картины И. И. Левитана
Публикация «Рассматривание репродукции картины И, И, Левитана „Весна — большая вода“» размещена в разделах
- Весна в картинах художников. Конспекты занятий
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Составление описательных рассказов
- Левитан И. И. Картины «Март» и «Весна»
- Левитан И. И., художник, знакомство с картинами
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
"Весна — большая вода"
Цель: ознакомление детей с художниками-пейзажистами и их шедеврами, составляющими золотой фонд нашей культуры.
Программное содержание. Учить детей внимательно рассматривать картину (что изображено); понимать ее основной замысел (о чем); выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа русской природы (цвет, композицию). Развивать эстетическое видение, умение анализировать картину, воспитывать интерес к живописи, формировать эстетическое восприятие. Учить детей чувствовать настроение, выраженное в музыке.
Интегрируемые области: художественно-эстетическая, речевая, познавательная.
Словарная работа: обогащение словаря искусствоведческими терминами.
Предварительная работа: наблюдения в природе; рассматривание репродукций картин, открыток; слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского "Подснежник" из цикла "Времена года, произведений композиторов Н. А. Римского-Корсакова, Вивальди; чтение литературных текстов.
Оборудование: портрет И. И. Левитана, репродукция картины «Весна – большая вода», аудиозапись.
Ход
1. Искусствоведческий рассказ педагога :
— название картины и фамилия художника;
— о чем написана картина;
— что самое главное в картине (выделить композиционный центр);
— как это изображено (цвет, построение, расположение);
— что красивого показал своим произведением художник;
— о чем думается, что вспоминается, когда смотришь на эту картину, слушаешь музыку (аудиозапись произведения П. И. Чайковского "Весна" из цикла "Времена года").
Детям предлагается определить настроение, чувства, выраженные в музыке. Затем исполняется произведение целиком, педагог предлагает определить его характер, дополняет ответы, исполняет пьесу повторно.
Физкультминутка.
2. Конкретные вопросы:
— Что изображено на картине?
— Как вы думаете, что самое главное в картине?
— Как это изобразил художник?
— Что в картине самое яркое и сразу бросается в глаза?
— Что этим хотел сказать художник?
— Какое настроение передал художник?
— Как вы догадались, что отражено именно такое настроение?
— Как художнику удалось это сделать?
— О чем вы думаете или вспоминаете, когда смотрите на эту картину?
Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана
"Весна — большая вода»
Цель: ознакомление детей с художниками-пейзажистами и их шедеврами, составляющими золотой фонд нашей культуры.
Программное содержание. Продолжать учить рассматривать картину, правильно понимать ее содержание. Показать детям пробуждение природы весной, своеобразную ее красоту, выраженную в живописи. Учить детей различать оттенки настроений в музыке, выразительные интонации.
Развивать самостоятельность, творческую активность. Воспитывать интерес к произведениям живописи.
Интегрируемые области: художественно-эстетическая, речевая, познавательная.
Словарная работа: обогащение словаря искусствоведческими терминами.
Предварительная работа: наблюдения в природе; рассматривание репродукций картин, открыток; слушание музыкальных произведений П. И. Чайковского "Подснежник" из цикла "Времена года, произведений композиторов Н. А. Римского-Корсакова, Вивальди; чтение литературных текстов.
Оборудование: портрет И. И. Левитана, репродукция картины «Весна – большая вода», аудиозапись.
Ход
. Чтение стихотворения о весне. Вступительная беседа педагога:
— Дети, а сейчас мы посмотрим, как художник И. И. Левитан в своем произведении "Весна — большая вода" рассказал о весне. Еще совсем недавно все было белым-бело, завалено снежными сугробами. Река была скована льдом. Но вот сквозь облака все чаще стало проглядывать солнце. Взгляните на картину.
Вопросы:
— Какое время года изображено на картине? По каким признакам мы видим, что это весна?
— Кто знает, как называется явление природы, которое изобразил художник? (Половодье, разлив).
— А кто скажет, почему вода кажется голубого цвета? (Небо отражается в ней).
— Что еще можно сказать о воде, глядя на картину? (В ней отражаются деревья, она гладкая, прозрачная).
— А какими отражаются березы и осины?
— Глядя на это произведение, можем ли мы сказать, в какой день художник рисовал картину : в солнечный или ненастный?
— А как вы узнали, что день ясный?
— Дети, посмотрите внимательно на картину и скажите, какими красками пользовался художник, рисуя эту картину. (Неяркими, размытыми, акварелью).
— Какое настроение передано в картине?
Физкультминутка.
После вопросов педагог включает фрагмент "Весны" из цикла "Времена года" П. И. Чайковского или другого композитора. Дети вспоминают название и автора. Затем дается повторная установка на определение характера произведения в целом, а также отдельных частей. Педагог связывает изобразительные средства, использованные художником, с характером, настроением музыки. Произведение используется во фрагментах и целиком.
Уточнение педагога: "В картине показана ранняя весна, разлив талой воды: оживает природа, и художник запечатлел этот миг. Кажется, все застыло, замерло. Это последняя картина художника. Он ее писал, когда был тяжело болен, и радости в душе уже не было.
Дети, а как бы вы назвали эту картину?".
Рассматривание репродукций картин В. Н. Бакшеева "Голубая весна" и ИМ. Левитана "Весна — большая вода"
Цель: ознакомление детей с художниками-пейзажистами и их шедеврами, составляющими золотой фонд нашей культуры.
Программное содержание. Учить находить общее и различия в содержании и выразительных средствах произведений живописи. Учить понимать чувства, переданные художником в картине. Продолжать учить детей различать оттенки настроений в музыке, выразительные интонации, перекликающиеся с настроением живописного произведения. Путем сравнивания показать детям, как художники по-разному передают весну. Развивать способность понимать, чувствовать прекрасное. Воспитывать интерес к произведениям живописи.
Интегрируемые области: художественно-эстетическая, речевая, познавательная.
Словарная работа: обогащение словаря искусствоведческими терминами.
Предварительная работа: Прогулки с детьми ранней весной в рощу. Наблюдение явлений, характерных для наступления весны. Беседы с детьми о весне. Рассматривание иллюстраций о весне. Чтение художественной литературы, стихов, пословиц, поговорок, исполнение и прослушивание песен о весне.
Оборудование: портрет И. И. Левитана и В. Н. Бакшеева, репродукции картины «Весна – большая вода» и «Голубая весна», аудиозаписи.
Ход
Рассматривание с детьми двух картин, изображающих наступление весны (сообщить название картин : "Голубая весна", "Весна — большая вода").
Вопросы:
— Какое время года изобразили оба художника?
— Какой период весны?
— Как вы догадались, что это начало весны?
— Какие краски преобладают в обеих картинах? Почему?
— Как передали художники небо?
— Какими цветами?
— Каким настроением пронизана картина "Голубая весна"?
— А "Весна — большая вода"?
— Какое настроение было у художника?
— Какое у вас настроение вызывают эти картины?
— Какая картина вам понравилась больше? Почему?
— Как бы вы назвали картину?
Педагог:
"А мне, дети, больше понравилась картина "Голубая весна" (или назвать только автора этой картины). В этой картине очень хорошо передано весеннее пробуждение природы в березовом лесу. Здесь чувствуется теплый и душистый воздух. Снега нет, земля почти просохла. Пахнет только прелым листом. Кое-где пробивается зеленая трава. Так и кажется, что кругом раздается пение птиц. Причудливо выглядят на голубом фоне неба ажурные с распустившимися почками верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет. От берез тянутся голубовато-лиловые тени. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Какую радость вызывает это пробуждение природы! Особенно мне понравились березы. Они как будто растут у нас на глазах, стремятся вверх. Березы расположены как бы в линию. И хочется сказать словами А. Блока:
О весна без конца и без краю —
Без конца и без краю мечта!
Какие строки вам напоминают эти картины? Какую музыку хотелось бы послушать, глядя на эти картины?"
Физкультминутка.
Детям предлагается прослушать пьесу П. И. Чайковского "Весна" и определить средства музыкальной выразительности, жанр произведения, их роль в создании музыкального образа. (Произведение исполняется во фрагментах и целиком).