Елена Барабанщикова
«Рассматривание книжных иллюстраций с осенними пейзажами». Занятие по развитию цветовосприятия с детьми среднего возраста
Цель: способствовать развитию цветовосприятия детей через знакомство с книжной графикой.
Задачи:
- познакомить детей с иллюстрациями, изображающими разные периоды осени;
- учить замечать различия в подборе красок при изображении тех или иных периодов осени;
- различать и называть цвет и его оттенок (красный – темно-красный, желтый – темно-желтый и т. д.)
- развивать эстетические чувства при знакомстве с явлениями в природе.
Материал: иллюстрации из детских книг с изображениями летних(2-3) пейзажей и осенних (3-4); наборное полотно, цветовые квадраты, характерные для красок осени; игрушка зайчик.
Ход занятия.
Дети сидят полукругом вокруг стола. На столе книги с осенними и летними пейзажами.
Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года? (осень). Что изменилось в природе с приходом осени? (меняется цвет листвы, травы, стало холоднее, часто идут дожди). Наш с вами друг Зайка принес нам книги с изображением осени. Давайте посмотрим, правильно он их подобрал, а вы мне поможете. Кто мне поможет отобрать картинки только про осень? Двое детей помещают отобранные ими картинки на верхнюю полку доски, а оставшиеся – на нижнюю полку.
В. Все ли картинки на верхней полке про осень? Ответы детей. А на нижней полке картинки о каком времени года, почему? Ответы детей. Вот, Зайка, эти картинки про лето. Расскажите ребята Зайке почему вы так решили. На них деревья и кусты, трава зеленые, яркие цветы, ясное голубое небо с белыми облаками, бабочки и т. п.
Убрать летние пейзажи и расставить осенние картинки в последовательности от начала осени до ее конца.
В. Ребята, Зайка просит рассказать, почему эти картинки про осень такие разные? Помочь детям вспомнить, как начиналась осень. Сначала пожелтели листья на деревьях. На яблонях еще висели плоды. На клумбах цвели астры, розы. Кто из вас покажет Зайке картинку с изображение начала осени?
В. потом начали опадать листья с деревьев, чаще стал идти дождь, дуть ветер, облака чаще превращались в дождевые серые тучи. Кто из вас покажет Зайке картинку про середину осени.
В. затем становилось еще холоднее, листьев на деревьях почти не стало. На земле прибавлялось опавших листьев, они потемнели, сделались коричневыми. А небо стало хмурым, серым. Кто из вас покажет Зайке картинку про конец осени?
Молодцы! Зайка говорит вам спасибо за объяснения, теперь и он знает, что осень бывает разной.
Физминутка «Листочки».
Листочки мы осенние на веточках сидим. (Дети держат руки перед собой, трясут кистями)
А ветерок подует вдруг — (дуют)
Мы дружно полетим. (бегут по кругу)
Вот летели мы, летели, а потом на землю сели. (приседают)
Снова ветер набежал, (дуют)
Все листочки вновь поднял. (бегут по кругу).
В. Ребята, давайте научим Зайку различать и называть цвета, которыми художники нарисовали осень. Проводиться игровое упражнение «Какими красками нарисовал художник эту картинку?». Одну из картинок поместить отдельно и возле неё – наборное полотно с цветовыми квадратами.
В. Ребята, эти картинки художники нарисовали разными красками. Вы можете узнать, какими, если внимательно рассмотрите каждую картинку. Затем возьмите такого же цвета квадраты и вставьте в кармашки.
К доске подходит ребенок и отбирает цветовые квадраты. После выполнения задания указать то на один квадрат, то на другой и спросить: «Что художник изобразил этой краской?». Если ребенок будет ошибаться в подборе оттенков, то нужно дать ему два квадрата одного и того же цвета и предложить определить, какой оттенок светлее, темнее и какой цвет художник выбрал при изображении конкретного предмета. Такая же работа проводится по другим картинкам об осени.
Итог.
В. Как много разных красок нужно художникам, чтобы изобразить начало, середину и конец осени. Давайте повторим для Зайки названия всех цветов и оттенков, вставленных в наборное полотно.
Зайка говорит вам большое спасибо за интересное занятие.