Валентина Конева
Рассказывание по картине «Таня не боится мороза»
▼ Скачать + Заказать документы
Организации совместной непосредственно
образовательной деятельности с детьми
Тема: Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза».
Возрастная группа: средняя группа (от 4 до 5 лет)
Форма НОД: Интегрированная НОД
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект: вариативная общеобразовательная программа до-школьного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.
Средства:
Темочки:
- Зима
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Наглядные: картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня); кукла в зимней одежде.
Цель: развивать связную речь.
образовательные:
- уточнить и активизировать словарь по теме «Зима»;
- формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием;
- учить составлять небольшой рассказ по картине, опираясь на схему;
- учить отвечать на вопросы какой? какая?
- обучать умению придумывать название картины;
- закрепить названия зимней одежды, знания о правильном поведении на прогулке зи-мой.
развивающие:
- продолжать развивать умения детей четко отвечать на вопросы, отгадывать загадки, поддерживать диалог, составлять рассказ по картине вместе с воспитателем, и самостоятельно.
- развивать слуховое внимание, восприятие;
- развивать мелкую моторику кистей рук; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
воспитательные:
- воспитывать умение выслушивать и дополнять рассказы своих сверстников.
- воспитывать интерес к окружающему миру.
Ход занятия
Организационный момент.
Дети стоят полукругом перед мольбертом, на котором расположена картина (картина повёрнута обратной стороной к детям).
Воспитатель:
Дождались меня салазки!
Всё вокруг бело как в сказке.
И в лесу и на дворе.
Все деревья в серебре.
Белоснежные дома.
В гости к нам пришла. (Зима.)
- О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Зима любимое время года всех детей.
- Скажите, зимой холодно или тепло?
- Что происходит с природой в это время года?
Дует сильный ветер, идёт снег, и поэтому мы с вами надеваем тёплую одежду.
А теперь садитесь на стульчики и встречайте гостью.
Сюрпризный момент.
- Дети, к нам в гости пришла кукла Таня.
- Послушайте стихотворение про Таню З. Александровой :
Познакомьтесь с нашей Таней –
Ей пошел четвертый год.
Таня рано утром встанет,
И гулять она пойдет.
Д\игра «Собери Таню на прогулку».
Воспитатель: Да, наша Таня собирается на улицу. Кто поможет Тане? (Приглашаю двоих детей)
- Как надо ей одеться, чтобы не замерзнуть? (рассматривание называемых вещей):
- Какая это куртка?
- Зимняя, теплая. Какого цвета?
- Какая шапочка? Штанишки? Обувь? Рукавички? Сколько рукавичек, сапожек?
- Что мы скажем про шарфик, какой он? – пушистый, мягкий?
- Для чего нужен шарф? -Для того, чтобы повязывать на шею, чтобы было тепло, не дуло, чтобы не заболеть.
-Осталась одна панамка, почему вы её не надели нашей Тане?
Потому, что панамку надевают летом, когда солнце печет в голову.
- Наша кукла Таня тепло оделась. Но она не знает, как играть зимой на улице и просит вас ей подсказать. Поможете? Объясните, как можно зимой на улице повеселиться.
Кинезиологическое упражнение «ладонь-кулак-ребро»:
(Кулак-мы, ладонь-санки, ладонь-лыжи, коньки- ребро ладони).
(Выполняем на коленях): на санках, мы под горочку (ладонь-кулак).
на лыжах, мы быстрей (ладонь-кулак).
по льду скользим коньками мы (ребро ладони-кулак)
и мчимся мы быстрей (ладонь-кулак-ребро) (2раза.)
Воспитатель: Таня вас благодарит за помощь и хочет вместе с вами немного поиг-рать:
Физкультминутка.
Я мороза не боюсь, (наклоны вправо-лево)
С ним я крепко подружусь. (обнять себя двумя руками)
Подойдет ко мне Мороз, (ходьба)
Тронет руку, тронет нос. (показать руку, нос.)
Значит надо не зевать
Прыгать, бегать, и играть.
Воспитатель: - А давайте мы сейчас составим про Таню рассказ. Согласны? … Слушай Таня (поворачиваю картину на мольберте лицевой стороной к детям)
(Даю возможность рассмотреть картину, обменяться впечатлениями. Затем прошу придумать название картине, называю самые удачные названия, объясняю, что они самые точные и краткие.)
Беседа по картине.
- Посмотрите на картину внимательно. На этой картине нарисована девочка. И зовут её Таня. Художник назвал картину: «Таня не боится мороза». Девочка вышла на прогулку, какое на картине время года?
- Как вы догадались, что это зима?
- Что можно сказать про зиму, какая она?
- Посмотрите на деревья. Они все в снегу.
- Посмотрите на снег и скажите, какой он?
- Как Таня одета?
- Где гуляет Таня, что она делает, во что играет?
- Я сейчас составлю рассказ по картине про Таню, а вы послушайте. Я буду его составлять, используя вот такую схему (показываю её детям, вывешиваю под картиной).
Рассказ воспитателя.
В морозный, зимний день Таня (вышла из дома). Взяла она с собой (санки лопатку, ведро). Оделась Таня тепло. На ней (меховая шапка, зимнее пальто, валенки). На рукавичку Тане упала снежинка (узорная, белая, красивая). На улице холодно, но Таня (не боится мороза). Она лопаткой насыпает снег в синее ведро. А потом пойдет с горки кататься на санках.
- Кто может рассказать о Тане без моей помощи. А чтобы ваши глазки лучше рассмотрели картину - давайте их потренируем. Ловите снежинку…
Гимнастика для глаз: (вытянутые руки перед собой)
Мы снежинки увидали,
Со снежинками играли. (Круговые вращения глазами)
Снежинки вправо полетели, (Посмотрели вправо глазами)
Снежинки влево полетели, (Посмотрели влево глазами)
Ветер снежинок вверх поднимал, (Посмотрели вверх глазами)
И на землю опускал (Посмотрели вниз глазами)
Составление рассказа детьми самостоятельно.
А теперь я предлагаю вам придумать свой рассказ (спросить 3 -4 детей). Чтобы ничего не забыть, смотрите на схему.
Рассказы детей.
Молодцы ребята у вас получились хорошие рассказы!
Загадывание загадки.
С неба падают зимой
И кружатся над землей
Легкие пушинки,
Белые (снежинки).
Продуктивная деятельность.
- Как красиво про них сказано: «легкие пушинки». Вам понравилось?
У нас на столе лежат разные снежинки. Давайте им нарисуем глазки, ротик, носик и подарим их нашей кукле Тане.
- Кукла Таня благодарит детей за интересные рассказы и подарки.
Подведение итогов, рефлексия.
Что же мы делали на занятии? Про какое время года говорили? Какую картину рассматривали? Вам понравилось?
Мы сегодня с вами учились составлять рассказы по картине, используя схему. Мне ваши рассказы очень понравились, а еще мы придумали название картине. Кто помнит, как мы её назвали? Всем спасибо!