МААМ-картинки

Конспект занятия «Ранняя весна в Башкортостане»

Наталия Шахова
Конспект занятия «Ранняя весна в Башкортостане»

Конспект занятия

Виды детской деятельности : игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально- художественная, восприятие художественной литературы.

Цели: расширить представления детей о русских народных праздниках, познакомить с старинным обычаями встречи весны. Закрепить представления детей о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе Башкортостана. Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Ранняя весна» (ранняя весна, оттепель, солнце, облако, сосулька, капель, проталинка, верба, лужа, ручей, ледоход, льдина, почка, подснежник, трава, грач, гнездо, насекомое; чистый, голубой, прозрачный, первый, длинный, звонкий, хрупкий; наступать, таять, пригревать, капать, появляться, течь, грохотать, набухать, расцветать, прилетать, вить, выводить). Совершенствовать синтаксическую сторону речи (составление простых распространенных предложений). Развивать связанную и диалогическую речь. Учить передавать в рисунке картины ранней весенней природы; уметь передавать относительную величину предметов и расположение в пространстве; упражнять в красивом расположении изображения на листе; добиваться большей точности. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Публикация «Конспект занятия „Ранняя весна в Башкортостане“» размещена в разделах

Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (удивление, радость, восхищение) при прочтении стихотворения и прослушивании музыкального произведения П. И. Чайковского «Подснежник» из «Времен года».; выразительно исполняет песню, правильно передавая мелодию; умеет поддерживать беседу о признаках весны, высказывать свою точку зрения; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование к игре «Назови ласково»).

Материалы и оборудование: письмо от Матушки - природы; иллюстрации и предметные картинки с

изображением ранней весны; встречи ранней весны на Руси; магнитная доска; магниты; фланелеграф; цветные и графитные карандаши, ластики; СД - проигрыватель; СД с записью пьесы П. И. Чайковского «Подснежник» из «Времен года»; СД с записью р. н. п. «Веснянка»; СД с фонограммой к песни на татарском языке «Встреча весны»; чашка с тающим снегом; электрическая лампа; мяч.

Содержание организованной деятельности детей 2. Организационный момент.

2. Вводное слово воспитателя.

- Дорогие ребята, сегодня утром я получила письмо от Матушки - природы, она обращается к нам с просьбой помочь Весне - Красне победить Зиму, пытающуюся удержаться на своем троне. Но для этого нам необходимо выполнить много ее заданий. Тем самым помочь Весне - Красне победить холод лютой зимы и вступить в свои права.

3. Послушайте стихотворение С. Маршака

Снег теперь уже не тот- Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем Стежки и дорожки.

И на вербах серебром Светятся сережки.

- Вам понравилось это стихотворение?

- Ответы детей.

- Кто написал это стихотворение?

- Стихотворение написал поэт С. Маршак.

- Как он описал снег?

- Снег стал другим, потемнел он в поле.

- Какие еще приметы ранней весны С. Маршак назвал в своем стихотворении?

- На озерах треснул лед, облака бегут быстрее, небо стало выше, воробьи весело чирикают, дорожки становятся чернее, на вербах светятся сережки, она распустилась.

4. Опыт «Таяние снега весной».

- Какие чудеса происходят ранней весной, когда пригревает солнышко?

- Ответы детей.

Верно, одно из чудес весны - это то, тает снег, бегут ручьи и все вокруг меняется. Меняется потому что, солнце уже не только светит, но и пригревает все сильнее и сильнее. У меня на столе лампа, пусть она будет нашим солнышком. Давайте поставим чашку со снегом под лампу и просмотрим какие изменения с ним произойдут.

5. Как вы думаете, какой период весны сейчас идет?

- Сейчас идет ранняя весна.

6. После какого времени года наступила весна?

- Весна наступила после зимы.

7. Почему весну называют «утром года» ?

- Зимой природа спит, а весной природа просыпается от долгого зимнего сна, оживает все вокруг.

8. Встреча весны на Руси

- Верно, ребята. Вот и наступила Весна - красна. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и дети, и взрослые. Праздновали встречу весны всегда. Собиралась весна давно в дорогу, «. так приди же, приди», просили люди. Наши предки, проводя праздники весны, прославляли солнышко, веря в то, что тем самым помогали ему разогреваться в полную силу. Дети обязательно принимали в этом участие. Они зазывали весну песенками, заклинками, смехом, играми, помогая ей набирать живительную силу. Дети закликали весну, забираясь на солнечные пригорки, на крыши домов, сараев, повыше на изгородь. Солнце называлось Ярилом. Ярило побеждало холод зимы.

Давайте и мы позовем весну.

Весна, Весна, красная,

Приди, Весна, с радостью,

С доброй радостью,

С великой милостью.

Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем.

- Весна - это праздник пробуждения природы. Весна с собой приносит

улыбки и много радости, веселья, и делится этим со всеми нами.

9. Ребята, а теперь назовите весенние месяцы.

- Первый месяц - март, второй месяц - апрель, третий месяц - май.

10. Русские народные названия весенних месяцев.

- Первый весенний месяц- это март. Он зиму со двора прогоняет, с холодами и морозами борется. Поэтому его и прозвали «з и м о б о р о м». Но у него есть и другие названия. Одно из них - «п р о т а л ь н и к». Как вы думаете, почему его так назвали?

- В марте начинает таять снег, появляются первые проталины.

- Верно, ребята.

- «Февраль силен метелью, а март - капелью», так говорят в народе. Март называли еще и «капельнико м». Почему, как вы думаете?

- В марте начинается капель, сосульки тают.

- Молодцы, ребята.

11. Какие запахи весны вы чувствуете?

- Запах сырой земли, запах оттаявшей земли, запах весеннего снега, запах прошлогодней листвы, тонкий, нежный аромат первых весенних цветов, запах зеленых, молодых, клейких листочков, набухших почек, запах молодой зеленой травы, запах свежего воздуха и т. д.

12. А теперь послушайте пьесу «Подснежник» из «Времен года» П. И. Чайковского.

- Как называется пьеса, которая сейчас прозвучала?

- Это пьеса Чайковского «Подснежник».

- Что вы представляли, когда слушали произведение?

- Представляли подснежник.

- Какой подснежник вам представлялся?

- Нежный, хрупкий, изящный, красивый, белый с узкими зелеными листочками.

- Как вы думаете чему радуется подснежник?

- Он радуется весне.

- Приметой какого времени является появление подснежника?

- Эта примета ранней весны.

- Какое настроение передал композитор?

- Веселое, радостное, торжественное.

13. Какие звуки весенней природы можно еще услышать?

- Пение птиц в лесу, шум ветра, скрип деревьев от ветра, с веток капает капель, звенят ручейки, ручей бежит к реке и т. д.

14. Какие цвета использует Матушка- Природа, чтобы показать красоту ранней весны?

- Матушка - Природа использует: белый - для облаков и снега, голубой - для неба, желтый - для солнца, цветов : одуванчиков и мать - и

- мачехи, зеленый - для листьев, цветов, травы, коричневый - для коры деревьев, оперенья птиц, черный - для земли и оперенья птиц и т. д.

- Верно. Каждое время года по - своему красиво и необычно.

15. Как можно ласково назвать весну?

- Весна - красна, весна - красавица, весна - матушка, весна - волшебница, веснушка, веснянка.

16. Физминутка. Хоровод - «Веснянка»

1. Ой, бежит ручьем вода,

Нету снега, нету льда,

Ой, весна, ой, весна,

Нету снега, нету льда.

2. Прилетели журавли И соловушки малы,

Журавли, журавли И соловушки малы.

3. Мы весняночку поем.

Весну красную зовем Ой, поем, ой, поем,

Весну красную зовем.

17. Про что можно сказать «весенний, весенняя, весеннее»?

Я называю слова, а вы возвращаете эти слова мне со словом весна : какой, какая, какие?

Снег, лед, ручей, ручеек, луг, сад, дождь, день, вечер, настроение, погода, капель, облако, туча, сосулька, лист, почка, лужа, лес, небо, цветы, гроза, солнце, месяцы.

18. Что происходит с природой весной? Предлагаю ответить предложением, начиная со слова «Весной».

- Весной ярко светит солнце. Весной небо становится выше. Весной небо голубое. Весной по небу плывут белые, легкие, пушистые облака. Весной день становится длиннее, а ночь короче. Весной с крыш свисают сосульки. Весной начинается капель. Весной появляются проталины. Весной бегут ручьи. Весной снег становится рыхлым, серым, грязным, липким. Весной тает снег. Весной прилетают грачи и другие перелетные птицы. Весной они начинают строить гнезда. Весной распускаются подснежники. Весной у деревьев и кустарников начинается сокодвижение. Весной у деревьев и кустарников набухают почки. Весной земля пропитывается влагой. Весной природа просыпается от зимнего сна и т. д.

19. Весна необычное, красивое, непохожее на другие времена года. Произнесите с радостью слово: «Весна пришла, с восхищением: «Весна пришла, с грустью: «Весна пришла», спокойно: «Весна пришла».

20. Назвать одним словом все слова, которые я произнесу:

Лед идет по реке - это. .ледоход.

Первый цветок - это. первоцвет.

Цветок, растущий из - под снега - это. подснежник.

Участок земли с растаявшим снегом - это. проталина.

21. «Скажи правильно».

- Распускаются листочки или цветочки?

- Порхают птички или лисички?

- Тает снежинки или слезинка?

/

- Журчат ручьи или грачи?

- Набухают почки или листочки?

- Прилетают насекомые или птицы?

- Трещит лед или ледоход?

22. Пальчиковая гимнастика «Весна».

Иди, весна, иди, красна,

Принеси ржаной колосок,

Овсяной снопик,

Яблоки душистые,

Груши золотистые.

Большой урожай в наш любимый край.

(Дети пальчиками «идут по столу».

Загибают по одному, начиная с большого пальца.

В конце разводят руки в стороны.

23. Игра «Назови ласково». (Работа с предметными карточками).

- Мы с вами умеем называть различные предметы ласково. У каждого из вас на столе листочек бумаги, на котором с левой стороны расположен рисунок. С правой стороны вы должны нарисовать этот предмет меньшего размера и назвать его ласково.

Проталина - проталинка, река- реченька, ручей - ручеек, льдина - льдинка,

гнездо - гнездышко, ветка- веточка, лист- листик, трава- травка, травушка, солнце- солнышко, луч- лучик, пень- пенек, облако-облачко, туча- тучка, дерево- деревце, камень- камушек, капля - капелька и т. д.

24. Итог опыта.

- Ребята, давайте посмотрим, что произошло со снегом.

- Он растаял, превратился в воду.

- Вот так и происходит в природе: солнце начинает пригревать и снег начинает таять. Вся природа оживает, и весна вступает в свои права.

- Мы все вместе помогли Весне - Красне победить холод Зимы. Весна - щедрое на радость время года. Любуйтесь красотой, слушайте пение птиц и наслаждайтесь чудесными весенними запахами.

25. А сейчас послушайте песню «Встреча весны» на татарском языке. 25. Рефлексия

- О чем мы сегодня говорили?

- Мы говорили о ранней весне.

- Называли весенние месяцы.

- Перечисляли приметы ранней весны.

- Узнали, как в старину встречали весну. И т. д.

- В что вам особенно запомнилось?

- Ответы детей.

-всем спасибо

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы по приобщению детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа Перспективное планирование приобщения детей к национальной традиционной культуре. Средняя группа. № п/п Тема Программные задачи Интегрируемая.

Тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста Комплексно-тематическое планирование по формированию интереса к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализаци.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Ранняя весна в Башкортостане»
Опубликовано: 9 ноября 2014 в 19:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД