Людмила Минибаева
Ранняя профориентация как неотъемлемая часть системы духовно-нравственного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д. Ушинский писал: «…Воспитание - не только должно развивать разум человека и дать ему объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Формирование преставлений у дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, актуальный в современных условиях. Поэтому возникла необходимость работы с детьми дошкольного возраста по формированию у них знаний о труде взрослых, о профессиях родителей.
Детский сад – это «мегаполис» страны Детство. Здесь ребенок учится думать, мыслить, а еще – фантазировать и мечтать. В детском саду мы, педагоги, учим наших воспитанников не только мечтать, но и воплощать свои мечты, пускай только пока в игре. Играя, ребенок может представить себя и врачом, и строителем, и водителем автобуса или большегрузного камаза, и воспитателем, и космонавтом – детская фантазия не знает границ. Но чтобы эти фантазии закрепились в детском сознании, необходимы определенные, первичные знания, умения и навыки, которым должен научить ребенка воспитатель и, в этом поможет ранняя профориентационная работа с детьми. Мы работаем по теме «Ранняя профориентация дошкольников. В мире профессий.» третий год. Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер.
Ребенку необходимо знать, кем работают его родители, или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а так же интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет.
Работая по данной теме мы особое внимание уделяем созданию материальной базы, изучению методической литературы, созданию соответствующей предметно-развивающей среды. Кроме того, ранняя профориентация включает в себя информационные консультации для родителей, которые направлены на приобщение родителей к совместной работе по ранней профориентации детей.
Раннее начало подготовки ребенка, к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. И чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в старшем возрасте.
Перед собой ставим цель: - сформировать у ребенка эмоциональное отношение к профессиональному миру.
Исходя из этого, мы поставили ряд задач:
- ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями;
- привить любовь к трудовым усилиям;
- сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.
Итак, работа по ранней профориентации дошкольников осуществляется по трем направлениям :
1 Работа с воспитанниками,
2. Сотрудничество с родителями воспитанников.
3. Взаимодействие с социумом.
Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями
В процессе сотрудничества со взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения и представителями различных профессий. Информацию о профессиях дети получают во время образовательного процесса , а так же за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных, кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально- плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями, а так же занятия в кружке «Очумелые ручки»). темы кружка в большей степени носят нрвственных характер, однако же, работая по духовно-нравственному воспитанию детей мы запланировали занятия по духоному воспитанию:например, в в ноябре ко дню матери «Мамино сердечко», в январе «Рождественский венок», в апреле «Пасхальная открытка»
Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой взрослых , видел ее особенности и результаты, но и участвовал в совместной трудовой деятельности со взрослыми, выполняя трудовые поручения и просьбы. (Ведь все дети ходят с родителями в магазины, парикмахерскую и т. д.) Тогда в дальнейшем он сможет использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре, закрепить и расширить приобретенные знания.
Оснащение предметно-развивающей среды в целях ранней профориентации подразумевает:
- подбор художественной литературы, связанной с темой «Профессии»;
- создание пословиц и поговорок о труде, загадок;
- подбор иллюстраций, репродукций картин, раскрасок;
- подбор дидактических игр ;
- подбор мультфильмов, видеороликов по теме «Профессии»;
- материалы для сюжетно-ролевых игр;
- оформление альбома с фотографиями и рассказами «Профессии наших родителей».
Работу по данным направлениям считаем продуктивной и перспективной. Мы убеждены, что в дошкольных организациях необходимо проводить работу по ознакомлению детей с разнообразием существующих профессий. Детские впечатления самые глубокие, кто знает, быть может, выбирая кем пойти учиться, наши воспитанники вспомнят наши игры…
Счастье в профессии – это когда ты делаешь то, что у тебя хорошо получается, тебе нравится это делать, это нужно другим людям и тебе за это платят.