Лидия Тепленькова
Ранняя профориентация
▼ Скачать + Заказать документы
Начинать знакомить детей с профессиональной деятельностью взрослых необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, формирует уважение к труду и бережное отношение к вещам.
Формирование у детей дошкольного возраста интереса к профессиям связано с их психическим, интеллектуальным и нравственным развитием, и, следовательно, определяет эффективность деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Именно в дошкольный период у детей закладываются первичные трудовые навыки, формируется отношение к труду, «просыпается» интерес к определенным профессиям в процессе их участия в общественно-полезном труде. Одновременно формируется и положительные нравственные качества, поскольку результативность выполненной работы и её оценка благотворно воздействуют на сознание ребёнка. В процессе деятельности ребёнка проявляется его психические, физические и физиологические свойства.
Публикация «Ранняя профориентация» размещена в разделах
В нашем детском саду профориентационная работа с детьми проводится постоянно, в течение пребывания детей: на занятиях, во время прогулок и экскурсий, бесед и интересных встреч, при организации сюжетно - ролевых игр и т. п.
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте является основным видом самостоятельной деятельности ребенка, и имеют решающее значение для трудового воспитания и ранней профориентации. Для четкого формирования системы знаний используются игровые ситуации, к примеру — «Варим кашу для куклы» или «Лечим куклу» и другие.
Следует отметить и такие важные аспекты подготовки к будущей профессии как интеллектуальная сторона, связанная с восприятием содержания, развитием мышления и психических свойств личности. Деятельность педагога должна быть направлена на формирование и развитие у детей усидчивости, терпеливости, самостоятельности, умений работать в коллективе, ответственности за свой труд, увлеченности трудовыми процессами.
Требования к процессу воспитания у детей интереса к труду можно определить следующим образом:
развитие у детей положительных качеств в процессе трудовой деятельности;
обеспечение детей «орудиями» труда с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей и в целях рационального использования; предварительное формирование у детей умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных трудовых заданий, мотивация интереса к предстоящей работе;
организация бесед, направленных на воспитание трудолюбия и развитие нравственных качеств каждого ребёнка;
формирование у детей чувства ответственности перед обществом средствами общественно-полезного труда;
понимание трудовой деятельности детей как неотъемлемой части педагогического процесса и осуществление на этой основе воспитательной работы.
Дошкольный период развития ребенка — это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие.
Именно сейчас малыш жаден до новых знаний, восприимчив к информации и готов к познанию.
Именно в этот период полезно дать ребенку базовые знания о профессиях.
Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе.
Дошкольное учреждение — первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.
Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.
Профориентация обучающихся дошкольников с ОВЗ основывается:
- на медицинских показаниях и противопоказаниях
- особенностях восприятия окружающего мира
- на принципах рационального и качественного трудоустройства
Профориентация дошкольников с ОВЗ – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Помочь родителям и ребенку с ОВЗ сделать правильный выбор - непростая задача.
Первые шаги к будущей профессии ребенок делает в младшем возрасте. Он пытается проиграть действия воспитателя, библиотекаря, повара, врача и других, основываясь на наблюдении за взрослыми.
Для запоминания информации детей с ОВЗ широко применяем визуальный способ восприятия деятельности. Мы предлагает ребятам закрепить пройденные темы через творчество с помощью рисунков, аппликацией, поделок из пластилина и пр.
Большую работу проводим с родителями. Помогаем родителям в расставлении приоритетов при выборе дополнительных направлений развития ребенка (кружки, секции и др.)
Подготовка детей к общественно-полезному осуществляется по двум направлениям.
Во-первых, это введение в содержание занятий темы труда. Такие занятия воздействуют на психику ребёнка и формируют интерес к профессии. Беседы о социальном значении труда создают у ребят определенное представления о трудовых профессиях.
Во-вторых, для того, чтобы стимулировать проявление инициативы во время занятий, необходимо использовать самые разнообразные методы, создавая необходимые психолого-педагогические условия.
Список литературы:
1. Т. Сальникова: Детям о профессиях, Детство-Пресс, 2017 г.
2. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т. В, Потапова. -М. : ТЦ Сфера, 2008.
3. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Современные профессии. К программе «Я — человек» / К. П. Нефедова. — М. : Школьная пресса, 2008
4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий : Учебно-методическое пособие / В. П. Кондрашов — Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.