Ирина Дружинина
Работаем с использованием педагогических технологий
▼ Скачать + Заказать документы
"Полочка по мнемотехнике" в доступном месте для детей средней (логопедической) группы.
В целях реализации мероприятий по внедрению ФГОС ДО наш детский сад находится в статусе пилотной (стажировочной) площадки и проводит большую образовательную деятельность психолого – медико – педагогического направления с детьми ОВЗ.
Публикация «Работаем с использованием педагогических технологий» размещена в разделах
Получение образования детьми с ОВЗ является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Задача педагогов нашего ДОУ - организовать коррекционно - образовательную работу с дошкольниками в этих направлениях, чтобы каждому ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, состоянию здоровья, психофизическому и речевому развитию.
Одним из условий коррекционно - образовательного и воспитательного процесса является, знание сложной структуры отклонения от нормы (дефекта) каждого ребёнка и понимание того, что отклонения в развитии, названные первичным дефектом, поддаются исправлению и коррекции. Поэтому, в коллективе педагогов, возникает необходимость глубокого изучения особенностей обучающихся. Только хорошее представление о каждом малыше, позволяет выделить общепедагогические и коррекционные задачи воспитания, решаемые в органическом единстве всего коллектива.
В воспитательном и образовательном процессе педагоги ДОУ используют разнообразные формы, методы и приемы проведения видов непосредственно – образовательной деятельности (занятий) с детьми. Чаще всего проводится деятельность в нетрадиционной форме: игра-путешествие, тест-викторина, мини-спектакль, виртуальная экскурсия, ролевые игры. В основе планирования любой деятельности с детьми ОВЗ, должны быть использованы наиболее эффективные средства, основанные на обучающей игровой деятельности.
Одними из средств являются традиционные педагогические технологии,
- здоровьесберегающие технологии : пальчиковая гимнастика, методы оздоровления, занятия в спортивном кружке, гимнастика для глаз, различные дыхательные упражнения, элементы самомассажа, прогулки, пешеходные экскурсии.
- игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения);
- коллективный способ обучения и воспитания (КСО);
- лексико - тематическое обучение;
- поэтапное формирование умственных действий;
- технология индивидуально- дифференцированного обучения.
С 2014 – 2015 учебного года педагоги ДОУ в дополнительное обучение детей с ОВЗ апробировано, систематизировано ввели нетрадиционные педагогические технологии, которые включаются в образовательный процесс с детьми ОВЗ (пластилинография, нетрадиционное рисование, работа с бумагой - бумаготерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и др.) Одной из таких технологий является : «мнемотехнология» - техника развития речи и памяти.
Цель «мнемотехнологии»- знакомство детей с основными приёмами мнемотехники и умение ими оперировать. Оказать помощь детям с ОВЗ овладеть приёмами и способами запоминания текстов, стихотворений, активно пользоваться речью, развить логическое мышление.
Данная педтехнология направлена на «интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». Занятия по мнемотехнике представляют систему целенаправленных приёмов и способов, которые обеспечивают эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации: рассказывать стихотворение сначала с опорой на карту –схему, а затем воспроизводить наизусть, составлять связный рассказ на любую тему, пользуясь специальными картами, осмысливать его, затем самостоятельно пересказывать друзьям, родителям или в любой другой деятельности. Достаточно хорошо дети владеют навыками «кодирования» - зарисовки текста. Уверенно пользуются картами – схемами в свободной игровой деятельности, что помогает воспроизводить пройденный материал даже через промежуток времени. «Мнемотехнология» позволяет педагогу проводить индивидуальную работу с каждым ребёнком, что является одним из основных методов коррекционной деятельности с детьми ОВЗ.
Уже сейчас видны результаты «Мнемотехнологии». Регулярная деятельность помогает детям с ОВЗ развить и использовать все виды памяти (слуховую, зрительную, тактильную, двигательную, долговременную, логическое мышление, воображение, ориентировку в пространстве и на плоскости, моторику рук. Дети активнее, с огромным интересом учат и рассказывают стихотворения, пересказывают небольшие по содержанию сказки, составляют описательные рассказы, стараются объяснить значение каждого слова, поясняют, сроят правильно предложения, исправляют и дополняют друг друга, рассказывают «в парах», «в команде» и т. п. Вместе с этим, формируются учебные навыки: терпение, усидчивость, выполнение заданий, внимание, сосредоточенность, умение концентрироваться, понимать учебную задачу.
Таким образом, в детском саду создаётся образовательная, здоровая, психологическая, нравственная атмосфера, в которой «особый ребенок» перестанет ощущать себя не таким как все. Наш детский сад - это место, где дети могут реализовать не только свое право на образование, но и, будучи быть включенными в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.