Лариса Петровна Круглова
Работа воспитателя над контролем произношения детей с нарушениями слуха
▼ Скачать
Работа, связанная с формированием у детей с нарушением слуха произносительных навыков, требует много сил не только от учителя-дефектолога, но и от воспитателя.
Большую часть дня дети проводят в обществе воспитателя. И если за это время дети не будут постоянно автоматизировать свои произносительные умения при систематическом устном общении со взрослыми, то их устная речь не будет совершенствоваться и умения никогда не превратятся в навыки.
Публикация «Работа воспитателя над контролем произношения детей с нарушениями слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
При проведении различных режимных моментов воспитатель проговаривает словарь, соотносит слова с табличками и побуждает детей к приближенному или полному произнесению слов по теме в зависимости от индивидуальных возможностей ребенка. Например, вода, мыло, возьми полотенце, сними платье (туфли, будем есть, будем пить, пойдем гулять …
По мере постановки педагогом каждого нового звука, воспитатель предлагает детям соответствующие таблички. Он обращает особое внимание на произнесение нового звука, так как этот звук еще не закреплен в речи детей. Например, звук М – будем умываться, сними майку, возьми мяч.
Конечно, при неправильном произнесении ребенком какого-либо другого звука воспитатель исправляет и его, но основной контроль он осуществляет над произнесением «дежурного» звука.
В тех случаях, когда большинству детей группы свойствен какой-то общий дефект произношения, например, призвук в конце слова, учитель-дефектолог сначала проводит индивидуальную работу со всеми детьми, а затем воспитатель направляет свое внимание на ликвидацию этого дефекта.
Воспитатель старается не пропустить ни одного случая самостоятельного употребления детьми слов со взрывными согласными на конце, осуществляя строгий контроль над произношением : «ЛЕТИТ» (а не «ЛЕТИТэ», «БЕЖИТ» (а не «БЕЖИТэ») и т. п.
При фронтальной работе с детьми воспитатель предупреждает появление призвука в произношении детей. Так, предлагая вниманию детей на занятии по лепке табличку «ЛЕПИТЕ ЛУК», воспитатель сначала показывает детям на табличку со словом «ЛУК» и на звук К и напоминает: «Говорите К правильно, без голоса». После этого читается вся фраза, но при чтении слова «ЛУК» воспитатель делает предостерегающий жест, как бы говоря, что звук К нужно произносить без голоса.
Положительный результат подобной совместной работы воспитателя и учителя-дефектолога обязательно сказывается на речи детей. Педагог уделяет каждому ребенку много времени на индивидуальных и фронтальных занятиях, постепенно добиваясь улучшения его произношения. Воспитатель постоянно закрепляет те умения, которые ребенок получает на занятиях с педагогом.
Вообще же, произношение всех детей группы постоянно находится под неослабным контролем со стороны воспитателя. Он, так же как и учитель-дефектолог, старается не пропускать ни одного случая неправильного произношения ребенка, вовремя оказывая ему «скорую помощь». Исправление многих недостатков произношения может быть достигнуто во время общения с ребенком в процессе любого вида деятельности.
Коррекция недостатков произношения может быть осуществлена путем разных приемов.
Иногда достаточно сказать ребенку: «Повтори!» При фиксировании внимания на произношении данного слова ребенок сам исправляет допущенную ошибку.
При наличии таблички со словом, ошибочно произнесенным ребенком, воспитатель показывает на ту букву, которая соответствует неправильно воспроизведенному звуку. Ребенок повторяет все слово целиком.
Иногда на помощь воспитателю может прийти большое зеркало, находящееся в игровом уголке. Опираясь на зрение ребенка, воспитатель исправляет его неправильную артикуляцию.
Очень часто воспитатель сталкивается с такими дефектами, когда не помогают приемы, описанные выше. Тогда можно обратиться к тактильно-вибрационной чувствительности и слуху детей. Воспитатель подносит одну руку ребенка к своим губам, другую – к губам ребенка и произносит звук С, если в этом звуке у него ослаблен выдох. Воспитатель прикладывает руки ребенка к своей щеке и его щеке и длительно произносит звук М, если он звучит у ребенка неправильно – Мб; вместе с воспитателем, а затем самостоятельно ребенок исправляет ошибку. Воспитатель произносит слово на ухо ребенку или дает ему ощутить наличие вибрации своей гортани, если, например, в слове «ТУТ» звук У произносится без голоса или произносит с призвуком на конце: ТУТа, КОТа. Тактильно-вибрационный контроль помогает ликвидировать эти дефекты.
Воспитатель является активным помощником педагога в формировании устной речи дошкольников с нарушением слуха. Он знает приемы постановки звуков и те способы, которыми пользуется учитель-дефектолог группы при работе над произношением.