Екатерина Николаевна Кокорева
Работа с педагогами по подготовке к эффективному проведению родительского собрания
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание является традиционной формой взаимодействия с семьями воспитанников ДОО. Возможно поэтому многие педагоги относятся к нему как к рядовому мероприятию. Между тем от уровня подготовки и проведения родительского собрания, особенно в начале учебного года, во многом зависит эффективность сотрудничества педагогов с родителями в решении вопросов развития и воспитания детей в дальнейшем.
Публикация «Работа с педагогами по подготовке к эффективному проведению родительского собрания» размещена в разделах
В детскому саду необходимо развивать разные формы сотрудничества с семьёй. Вступая в отношения социального партнёрства с родителями, ДОУ получает возможность транслировать широкой аудитории педагогические установки современного дошкольного образования.
Эффективной формой взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников является родительское собрание. Именно на собрании у воспитателя есть возможность познакомить родителей с содержанием работы конкретной группы и ДОУ в целом, нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность ДОУ, обсудить имеющиеся проблемы и планируемые мероприятия.
Основные цели родительского собрания :
1. Согласование и объединение усилий образовательного учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.
Задачи родительского собрания :
1. Установить партнерские отношения между педагогами, детьми и родителями.
2. Создать атмосферу общности интересов.
3. Способствовать осознанию родителей своей воспитательной роли в семье, своей позиции в общении с детьми в рамках семейного воспитания.
4. Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическими знаниями о развитии ребенка дошкольного возраста, в умении применять их в общении.
5. Осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, соответствующих его возрастным и индивидуальным особенностям.
6. Учить понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения.
7. Поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах.
8. Развивать умения родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов.
9. Способствовать овладению способами выражения своих эмоций – как положительных, так и отрицательных.
10. Вырабатывать новые навыки взаимодействия с ребенком.
При организации родительского собрания (и любой другой формы общения с семьями воспитанников) педагогам рекомендуется опираться на следующие принципы:
1. Собрание проводится с равной активностью родителей и педагогов.
2. Тематика собраний одинакова интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.
3. Собраний не должно быть слишком много, и они не должны быть слишком длинными.
4. Организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и применения полярных точек зрения.
5. Большое значение имеет принцип вариативности. Педагогам следует проводить не только классические родительские собрания, но и уметь разные варианты, формы организации, методы и приёмы.
Виды родительских собраний :
• Организационные, на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются общественные поручения,разрабатываются мероприятия с участием родителей.
• Установочные (инструктивные, на которых родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно-образовательном процессе, нормативно-правовой базе и т. д.
• Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т. д.
• Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
• Собрания, созываемые по поводу какой-либо чрезвычайной ситуации.
• Совместные с воспитанниками и родителями.
• Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.
• Информационно-просветительские (как система психолого-педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания-конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).
• Собрания-диспуты, нацеленные на выявление различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
• Собрания практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.
• Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.
• Отчетные итоговые, имеющие целью показать воспитательно-образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания :
• Собрание организуется и проводится не реже 1 раза в квартал.
• Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.
• Максимальная продолжительность – 1 час (реже 1, 5 часа).
• В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем они хотели бы встретиться, чью консультацию получить).
• Утверждается план совместной работы на учебный год.
• Проведение родительского собрания требует от воспитателя тщательной подготовки, своего рода сценария, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателям могут в некоторых случаях оказать родительский комитет группы или отдельные активные родители.
• Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей беседы (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование дискуссии т. д.) и индивидуальной (по запросам родителя). Обычно это консультации с участие нескольких родителей по интересующим вопросам.
• Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. Ещё могут быть использованы следующие методы: лекция, групповая дискуссия, видеокоррекция, игра, исследование, социально-педагогический тренинг, психологические игры и т. д.
• Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Безусловно впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально. Например, интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка, жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды.
• В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, зрительный контакт или его отсутствие
Подготовка родительского собрания.
Педагоги должны хорошо разбираться в теме, заранее подготовиться к мероприятию. Перед педагогами стоит главная задача – грамотного подхода к планированию родительского собрания. Оно не должно превратиться в декламацию того, что родители обязаны или не обязаны делать. Подготовка к родительскому собранию начинается за две недели до встречи: объявление; анкетирование (поможет составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании; изготовление пригласительных открыток (билетов, можно совместно с воспитанниками; памятки с советами; благодарственные письма и т. п.
Различное расположение столов и стульев в помещении способствуют разнообразным формам взаимодействия участников.
• Для групповой работы, общение в парах, оживленных дискуссий, индивидуальных презентаций и ролевых игр стулья лучше расставить
подковой.
• Для работы в малых группах, состав которых периодически меняется, лучше расставить столы веером на некотором расстоянии друг от друга. В таком случае ведущий может перемещаться от одной группы к другой, помогая участникам и поощряя их.
• Общение в круге способствует возникновению чувства команды и единства. Такое размещение очень удобно для проведения группового
диалога, рефлексии и разнообразных игр.
Перед собранием необходимо подготовить листы бумаги для записей, ручки.
Также продумать, кто и как обеспечит присмотр за детьми во время собрания.
Структура родительского собрания :
1. Вводная часть
Цель: организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем.
Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
2. Основная часть.
Включает в себя выступления педагогов и специалистов.
• Сообщения должны быть короткими, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Примеры проведения основной части собрания :
• Классические (донесение информации до родителей).
• День открытых дверей.
• Мастер-класс.
• Круглый стол.
• Лекция.
• Дискуссия (определение позиции по тому или иному вопросу).
• Конференция (обмен опытом семейного воспитания).
• Семинар-практикум (освоение родителями конкретных приёмов и методов семейного воспитания).
Выступления должны быть короткими, понятными. Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок и т. д. Чаще использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не нужно называть их фамилии. В ходе своего сообщения педагоги должны избегать предъявления претензий к родителям и детям; не следует констатировать неудачи детей, главное – совместными усилиями выработать пути решения обсуждаемых проблем. Для иллюстраций своих идей и соображений можно использовать видео, фотографии детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы. Всё это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
3. «разное» – обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ.
Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т. д.
Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе. Примеры проведения рефлексии : «Что нового Вы сегодня узнали?» - письменный ответ; «Рисунок дня» - родители выражают своё отношение к собранию рисунком, поясняя его смысл; «Анонимный совет» - родители
пишут рекомендации, пожелания на листочках, не подписывая их.
Таким образом, родительское собрание является важной эффективной формой взаимодействия педагогов с родителями в решении вопросов развития и воспитания детей в дальнейшем. И от подготовки воспитателя к собранию и его проведения зависит дальнейшее сотрудничество ДОУ с семьёй. Результатом совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на поддержку воспитателей и других специалистов ДОУ.
Спасибо за внимание!