Светлана Григорьева
«Работа с литературой на нравственную тематику» Старшая группа
▼ Скачать + Заказать документы
1. Задачи по работе с литературой на нравственную тематику (Из программы «От рождения до школы»)
• Формирование эмоционального отношения к литературным произведениям;
• Поощрение рассказов детей о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа;
• Помощь детям в осознании скрытых мотивов поведения героев произведения.
2. Перечень литературы (Из программы «От рождения до школы»)
Связь произведения с пословицей
1. «Малыш и Жучка» В. Дмитриева
Публикация «„Работа с литературой на нравственную тематику“ Старшая группа» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Не бросай друга в несчастье.
2. «Косточка» Л. Толстой
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
3. «Лев и собачка» Л. Толстой
Старый друг лучше новых двух.
4. «Прыжок» Л. Толстой
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
5. «Шляпа» Н. Носов
У страха глаза велеки.
6. «Горбушка» Б. Алмазов
Хлеб всему голова.
7. «Чук и Гек» А. Гайдар
Вся семья вместе, так и душа на месте.
8. «Я спас Деда Мороза» С. Георгиев
Сам погибай, но товарища выручай!
9. «Друг детства» В. Драгунский
За дружбу дружбой платят.
10.«Сверху вниз, наискосок» В. Драгунский
Не место красит человека, а человек место.
11.«Кот ворюга» К. Паустовский
Без спросу взял, да не сказал, так украл.
3. Методика работы с произведениями на нравственную тематику
1. Особенности восприятия детьми литературных произведений
Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».
Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.
О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).
Основные методы:
1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
4. Заучивание наизусть/Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.
Методика работы с произведениями на нравственную тематику схожа с методикой обучения детей пересказыванию:
1. Вводная часть. Ее цель в создании интереса к занятию, подготовке детей к восприятию текста, которая может достигаться путем краткой вступительной беседы, показа картинки, напоминания о наблюдениях, загадки.
2. Первичное чтение произведения. Детям предлагается послушать произведение, сообщаются его название, автор. Новый для детей текст рассказывается (читается) без предупреждения о последующем пересказе, поскольку установка на пересказ ограничивает внимание ребенка, сосредоточивает его на запоминании и тем самым мешает целостному восприятию художественного произведения.
3. Беседа по содержанию прочитанного, направленная на анализ и запоминание текста.
4. Повторное чтение с установкой на последующий пересказ.
5. Пересказы детей.
6. Заключительная часть. Здесь можно использовать драматизацию произведения с помощью игрушек, настольного и теневого театра, игры-драматизации детей.
5. Универсальные вопросы после прочтения
• О чем говорится в рассказе, который мы прочитали?
• Как бы вы охарактеризовали героев данного рассказа?
• Какие поступки совершали герои?
• Почему герои совершали данные поступки?
• А как бы вы поступили в данной ситуации?
• Что в этом рассказе вам понравилось/не понравилось больше всего?