Елена Круглова
Работа с детьми дошкольного возраста по обучению выразительности речи
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – одна из главных линий развития ребёнка. Благодаря родному языку ребёнок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Проанализировав свой опыт работы с детьми, пришла к выводу: обучение детей выразительности речи – одна из проблем дошкольного воспитания.
Публикация «Работа с детьми дошкольного возраста по обучению выразительности речи» размещена в разделах
Для достижения поставленных задач особое внимание уделяю развитию у детей интереса и любви к художественной литературе. Воспитываю способность замечать некоторые выразительные средства, определять и мотивировать своё отношение к героям произведения, выразительно читать стихи, при пересказе литературного текста соблюдать смысловые паузы, интонации, соответствующие характеру произведения, переживаниям героев. Для развития выразительности речи использую в своей работе игры и творческие задания: «Цепочка», «Угадай по описанию», «Выбери признак, который есть у других объектов», «Я назову признак, а вы перечислите его значения», «Что (кто) делает так же?» и другие. Дети любят изображать какого – либо животного, человека определённой профессии (повар, водитель, музыкант и пр.). Настроение живого объекта (сердитую кошечку – ласковую кошечку; пугливого зайчика, весёлую белочку; грустного человека – радостного человека и пр.); рассказывать по ролям: потешку, короткую сказку. Большое значение придаю в своей работе стихотворению, оно благоприятствует развитию способности чувствовать художественную выразительность слова. Для составления рифмованных текстов использую игры: «О ком? О чём?», «Доскажи словечко», «Склад – Несклад», «Чистоговорки», «Сочини дальше», «Исправь меня», «Дразнилка». Также использую в работе составление творческих рассказов по картине, рассказов – фантазий. Для образных рассказов использую следующие игры: игры с волшебной трубой, «Ожившие предметы», «Живые картинки», «Волшебный гость», «Кто, о чём говорит?», «В гости пришли Волшебники Времени». Для составления богатых образными выражениями сказок использую в своей работе следующие игры и задания: «Назови героя», «Действия героя», «Волшебник», «Сказочные слова», «В какой сказке?». Сказочная тематика настолько близка детям, что она проникает в их игры. Драматизация сказок имеет большое значение, она должна быть обычным явлением в жизни детей. Большое значение я придаю своей речи. Она должна быть образна, выразительна. Используя ряд образных выражений : алый цвет, красное – солнышко, зимушка – зима, мороз трескучий, ясные звёзды и другие делают речь образной, вырази тельной. Использование пословиц, поговорок. Например: при встрече ребё нка: «Ясный месяц появился» звучит как обычное приветствие; «Поспешишь, людей насмешишь» во время занятий, вот поспешил и плохо нарисовал. Родители нашей группы посещают открытые занятия, с ними проводятся индивидуальные консультации, вывешиваются статьи в родительский уголок, оформляются стенды, газеты, проводятся родительские собрания, практикумы, совместные занятия с детьми, конкурсы педагогических знатоков и многое другое.
В результате проведенной работы у детей улучшилась речь, они стали использовать выразительные средства, обогатился словарь. Дети стали с интересом и любовью относиться к художественной литературе. У меня впереди еще есть время для решения данной проблемы, и я продолжу выполнять ее в своей педагогической деятельности.
Список используемой литературы:
1. Т. И. Гризик Развитие речи и подготовка к обучению грамоте. Методическое пособие к «Примерной общеобразовательной программе воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста».
2. В. Я. Пролл Исторические корни волшебной сказки. – М. ,1986.
3. Т. А. Сидорчук, А. Б. Кузнецова Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине., - Ульяновск,1997г.
4. А. А. Нестеренко Страна загадок.
5. Л. С. Выготский Мышление и речь. – М., 1983; Воображение и творчество в детском возрасте.
6. А. К. Бондаренко Словесные игры в детском саду.
7. Д. Б. Эльконин Психология и педагогика игры дошкольника. – М: Педагогика, 1983г.
8. М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей правильного произношения», М., 1981;
9. С. Н. Цейтлин «Язык и ребенок», М., 2000;
10. М. А. Чистякова «Психогимнастика», М., Просвещение, 1990.