Людмила Уварова
Интегрированное занятие в старшей группе детского сада «Путешествие в Волшебный лес знаний»
Путешествие в Волшебный лес знаний
Обучающие задачи: Обучающие задачи:
- закреплять умение употреблять обобщающие слова;
- упражнять в навыках словообразования: в навыках образования относительных прилагательных;
- закреплять знание букв Ф и В;
- совершенствовать умение выделять первый звук в слове, соотносить картинки на определенный звук с нужной буквой;
- дифференцировать звуки (Ф) –(В);
- закреплять характерные признаки времен года, знание названий месяцев, дней недели;
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе детского сада „Путешествие в Волшебный лес знаний“» размещена в разделах
- закреплять понятия «утро», «день», «вечер», «ночь», пополнять представления о смене частей суток;
- закреплять умение называть смежные числа, увеличивать и уменьшать числа на единицу;
- закреплять умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и цвета;
- закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать общую, мелкую моторику;
- развивать зрительное восприятие, внимание и логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- развивать навыки самоорганизации и контроля.
Оборудование: Мультимедийная установка, презентация, магнитная доска с магнитами, три фрагмента фонарика, мяч, «искорки» для шведской стенки, «волшебная коробочка», «волшебный мешочек», картинка «Фонарик», раздаточный материал: простые карандаши по числу детей, карточки с картинками на звуки «Ф», «В» на каждого ребенка, листы бумаги по числу детей, набор геометрических фигур по числу детей, корзина с подарками для детей (с карандашами).
Ход НОД:
(Дети входят в зал, становятся врассыпную)
(1 слайд - Солнышко)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло, и они посмотрят, чему мы научились в старшей группе, и можно ли нас перевести уже в подготовительную к школе группу.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом, но сделаем мы это по-особенному: прикосновением ладошками. Соедините ладошки друг с другом.
Воспитатель: Ребята, тёплые у нас ладошки?
Дети: Да.
(Дети становятся в круг)
Воспитатель: Тёплые, потому что вы очень добрые и готовы сегодня поделиться своим теплом, добротой друг с другом.
Станем рядышком по кругу
Скажем: «Здравствуйте, друг другу»,
Нам здороваться не лень,
Всем привет и добрый день!
Воспитатель: Присаживайтесь на стульчики.
(дети садятся на стульчики)
(2 слайд - картинка грустного Светлячка)
Воспитатель:
Ребята, к нам приходило много гостей, и вот из Волшебного леса Знаний прилетел еще один гость – это Светлячок. Посмотрите, ему грустно, он спешил к нам в гости и случайно обронил фонарик.
Волшебный лес Знаний очень большой, в нем много всего загадочного и интересного, если вы будете внимательны, мы сможем найти фонарик Светлячка. За каждое правильное задание вы будете получать фрагмент этого волшебного фонарика.
Поможем, Светлячку? (Да).
Тогда будьте внимательны, мы не должны подвести Светлячка!
(3 слайд – дни недели, времена года)
Упражнение «Части суток» («Закончи предложение»)
Воспитатель: Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.
- Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром).
- Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём).
- Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером).
- Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью).
Воспитатель: Скажите, а сейчас какое время суток?
Дети: Утро.
Упражнение «День недели»
Воспитатель:
- Какой сегодня день недели? (среда)
- Какой день недели был вчера? (вторник)
- Как называются выходные дни? (Суббота, воскресенье)
Упражнение «В какое время года?»
Воспитатель:
- В какое время года все купаются и загорают? (Летом).
- В какое время года птички улетают на юг? (Осенью).
- В какое время года расцветают подснежники? (Весной).
- В какое время года играют в снежки? (Зимой).
- В какое время года тает снег? (Весной).
- В какое время года с деревьев опадают листья? (Осенью).
Воспитатель: Ребята, молодцы, обратите внимание на шведскую стенку, там светятся искорки от фонарика Светлячка, соберите их, пожалуйста, и сложите в коробку…
(Воспитатель из коробки вытаскивает первый фрагмент картинки фонарика и прикрепляет на магнитную доску).
Воспитатель: ВОТ МЫ И НАШЛИ ПЕРВЫЙ ФРАГМЕНТ ОТ ФОНАРИКА!
(4 слайд – мяч с буквами)
Учитель– логопед: Ребята, станьте в круг.
(Дети становятся в круг)
Учитель– логопед: Нам нужно найти остальные фрагменты фонарика. Для этого, ребята, давайте выполним игровое упражнение с мячом, которое называется «Скажи одним словом». Итак, я бросаю вам по очереди мяч, а вы должны бросить мне его обратно, называя обобщающее слово.
Игровое упражнение «Назови одним словом» (с мячом)
Яблоко, груша, слива, лимон - …. (фрукты).
Кровать, тумбочка, стол, шкаф -…. (мебель).
Собака, кошка, корова, овца -… (домашние животные).
Туфли, босоножки, сапоги, кроссовки - … (обувь).
Пчела, стрекоза, муха, жук - … (насекомые).
Автомобиль, поезд, самолет, автобус - … (транспорт).
Кастрюля, ложка, тарелка, чашка - … (посуда).
Игровое упражнение «Какой, какая, какое?» (с мячом)
Учитель– логопед: Мы продолжим наше упражнение с мячом, но задание будет другое. Это задание называется «Какой, какая, какое?». Вы должны образовать новое слово, отвечающее на вопрос какой, какая или какое и вернуть мне мяч вместе с ответом. Будьте внимательны!
Мяч из резины – резиновый.
Стакан из стекла – стеклянный.
Матрешка из дерева – деревянная.
Платье из шелка – шелковое.
Игрушка из меха – меховая.
Гвоздь из железа – железный.
Упражнение «Соедини картинки с нужными буквами»
Учитель– логопед: Дети, пройдите за столы и присядьте.
(Дети садятся за столы).
Учитель– логопед: Пододвиньте к себе карточки с картинками. Рассмотрите их, давайте назовем картинки вместе, выделяя первый звук.
(5 слайд) – картинки на буквы В и Ф)
Учитель– логопед: Как называется буква, которая расположена в левом нижнем углу? (Буква Ф).
Как называется буква, которая расположена в правом нижнем углу? (Буква В).
Итак, вам необходимо соединить линиями картинки, названия которых начинаются на звук (Ф) с буквой Ф, а картинки, названия которых начинаются на звук (В) с буквой В. Возьмите правильно карандаш в правую руку и приступайте к выполнению задания.
Учитель– логопед: С какими картинками вы соединили букву Ф? (фотоаппарат, фартук, футболка, фонарик, а с какими картинками вы соединили букву В? (воробей, варежки, ватрушка, волна).
Логопед: Замечательно ребята, а теперь имя ребенка, возьми картинку с фонариком, и положи в «Волшебный мешочек».
(Ребенок убирает картинку фонарика в мешочек, а учитель-логопед вытаскивает из мешочка второй фрагмент картинки фонарика)
Учитель-логопед: РЕБЯТА, ВЫ ХОРОШО СПРАВИЛИСЬ С ЭТИМ ЗАДАНИЕМ, ВОТ ВАМ И ВТОРОЙ ФРАГМЕНТ ОТ ФОНАРИКА.
(Учитель-логопед прикрепляет второй элемент фонарика на магнитную доску).
Учитель-логопед: А сейчас предлагаю выйти на физминутку.
(Дети под музыку выходят в центр зала и строятся).
Физминутка «Светлячок»
(6 слайд - песенка Светлячка)
Потерял в лесу фонарик светлячок, (оглядываются влево, вправо)
Обыскал он каждый кустик и сучок. (наклоняются влево, вправо)
Утомился он, бедняжка, сбился с ног, (вытирают лоб слева, справа)
Припев:
Но нигде, (машут пальцем влево, вправо)
Но нигде,
Но нигде найти фонарика не смог, (разводят руками)
Но нигде найти фонарика не смог.
Не придётся никогда теперь ему (руки на поясе прыжки влево)
Освещать дорогу ночью никому. (руки на поясе прыжки вправо)
Горько плачет и не знает светлячок, (трут руками глаза)
Припев:
Что нашла, (руки в стороны влево, вправо)
Что нашла,
Что нашла пропажу мышка - и молчок! (палец подносят к губам)
Что нашла пропажу мышка - и молчок!
Воспитатель: Ребята, присядьте за столы.
(Дети садятся за столы).
(7 Слайд – цифры)
Упражнение: «Назови числа»
Воспитатель:
-Назови соседей числа 6, 2, 4, 9, 3, 5.
-Назови число, которое больше числа 3 на 1.
-Назови число, которое больше числа 5 на 1.
-Назови число, которое больше числа 7 на 1.
-Назови число, которое меньше числа 4 на 1.
-Назови число, которое меньше числа 8 на 1.
-Назови число, которое меньше числа 5 на 1.
Упражнение: «Что где находится?»
Воспитатель: Друзья, наш друг Светлячок рассказал мне, как он провел сегодняшний день. На столе перед вами лежит чистый лист бумаги и геометрические фигуры, давайте вместе с вами выложим схему его путешествия.
- Проснулся Светлячок у себя дома…
(Положите желтый Квадрат в центре листа).
- Потом полетел умыться к роднику… (Положите синий треугольник в верхнем левом углу).
- Когда Светлячок проголодался, он полетел на полянку с одуванчиками, чтобы позавтракать…
(Положите желтый круг в нижнем правом углу.)
- Потом Светлячок решил навестить свою соседку, Мышку…
(Положите фиолетовый прямоугольник в нижнем левом углу).
Пролетая мимо куста сирени, он встретил Божьих коровок и немного поиграл с ними…
(Положите красный круг в верхнем правом углу).
(8 Слайд – схема с правильными ответами)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран и сравните картинку со своими схемами, все справились с заданием?
(Под экраном мультимедийного аппарата находится третий фрагмент картинки фонарика)
ВОСПИТАТЕЛЬ: ДРУЗЬЯ, ПОСМОТРИТЕ ЕЩЕ ОДИН ФРАГМЕНТ ОТ ФОНАРИКА! МОЛОДЦЫ, ВЫ ОТЛИЧНО СПРАВИЛИСЬ.
(На магнитной доске воспитатель выкладывает третий фрагмента фонарика)
(9 слайд - картинка веселого Светлячка)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми заданиями! Все фрагменты от фонарика мы нашли, теперь Светлячок рад. И он хочет вас поблагодарить за помощь и подарить небольшие подарки - КАРАНДАШИ! Они будут вашими надежными помощниками в подготовительной группе. А Светлячку пора улетать. До свидания, до встречи!
(10 Слайд – Солнышко)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось в Волшебном лесу Знаний? Что больше всего понравилось? А что для вас было самым трудным?
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
(Дети уходят под музыку).
Использованная литература:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/05/28/puteshestvie-v-stranu-znaniy-otkrytoe-integrirovannoe-zanyatie-v