Алла Солодкова
Конспект занятия по звуковой культуре речи «Путешествие в страну звуков» для детей старшей группы с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей старшей группы с общим недоразвитием речи
Воспитатель: Солодкова А. Н.
Цель: дифференциация звуков с, з, ж, ш.
Задачи: Обучающая: Закрепить правильное произношение звуков С, З, Ж, Ш. Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении. Отчётливо и внятно проговаривать слова и фразы, насыщенные звуками С, Р, Л, Ж, З. Развивающая: Развивать фонематический слух, находя звуки в словах. Тренировать детей в узнавании знакомого звука в загадках. Создать у детей радостное настроение, атмосферу праздника. Совершенствовать интонационную выразительность речи, отрабатывать речевое дыхание, развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, мелкую моторику. Воспитывать желание активно участвовать в занятии.
Публикация «Конспект занятия по звуковой культуре речи „Путешествие в страну звуков“ для детей старшей группы с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Оборудование: лепестки со звуками С, З, Ж, Ш.
Цветок с лепестками.
Летняя полянка. Палочка.
Костюмы для детей : Жук. Лиса.
Картинки или игрушки: зайца, комара.
Ширма. Ватные диски.
Музыкальные инструменты: колокольчик, металлофон, барабан, бубен, дудочка, погремушка.
Ход занятия.
Воспитатель: -Здравствуйте, ребята! Какие сегодня вы красивые, нарядные. А какой сегодня чудесный день за окном!
-Ребята, вы знаете, когда я сегодня шла в детский сад, то встретила по дороге Фею звуков, она очень сильно плакала. Она собралась прийти к нам в гости, подарить нам цветок, но по дороге у неё случилась беда. Налетел сильный ветер и сорвал с ее чудесного цветка четыре лепестка. Лепесточки разлетелись и Фея не смогла их
найти. Она отдала мне цветочек и сказала, что если мы найдем четыре лепестка, то она подарит этот цветочек нам. Ребята, вы готовы собрать лепесточки цветка.
Дети: -Да!
Воспитатель: -Тогда в путь. Для этого нам с вами нужно вернуться в лето и оказаться на волшебной звуковой полянке.
Давайте скажем дружно волшебные слова:
Вокруг себя покружусь, На полянке окажусь!
Дети и воспитатель оказываются на летней луговой полянке.
Воспитатель: Вот полянка! Красота!
А в лесу пошла молва:
Сегодня солнце золотое в небе водит хоровод.
И на волшебную полянку гостей к себе зовёт!
(З) Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы? (ЗАЯЦ)
-Ой, ребята, смотрите, а вот и первый гость - зайчик! (зайчик - игрушка)
-Ребята, какой первый звук в слове «Зайчик»? (З)
Воспитатель: -Ребята, посмотрите под пенёк, там волшебный лепесток.
(Первый лепесток.)
-Ребята, какой это звук? «З». Давайте все произнесём этот звук. Это наш первый лепесток.
-Ребята, здесь что- то написано. Это нам Фея звуков задачку загадала.
-Нам нужно с вами показать гимнастику для язычка Улыбочка, Заборчик, Трубочка, Лопаточка,Часики, Вкусное варенье.
Воспитатель: -Молодцы! Вытрите ротик ватным диском.
-Давайте вместе с зайкой выполним зарядку.
Прыг –скок, прыг –скок. Зайка прыгнул на пенёк. Прыжки.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть. Трем ладошки.
Лапки вверх, лапки вниз, на носочках подтянись. Руки вверх – вниз.
А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки. Приседания.
Прыгать заинька горазд, он подпрыгнул десять раз. Прыжки.
Воспитатель: -Смотрите, а вот и комарик на полянке.
-Давайте все вместе выпустим своих комариков и споем: «З – З – З».
-А сейчас послушаем, как поют песню комариков - мальчики.
-А теперь комарики – девочки.
-Теперь следите за моей палочкой. Когда я подниму палочку высоко - вы запоете песенку комара звонко, громко, когда опущу – запоете тихо.
А сейчас поиграем в игру «Злой комар».
Тихо, тихо, Зоя спит.
А вот злой комар летит.
Зою будет он кусать.
Зое он не даст поспать.
Мы прогоним комара:
«Улетай ты со двора!»
Злой комар от нас летит,
И гудит, гудит, гудит.
З – З – З….
Воспитатель: -Молодцы! А сейчас давайте произнесем чистоговорки
со звуком «З».
За – за – за –вот идет коза.
Зу – зу – зу –я песок везу.
Зы – зы – зы –у меня тазы.
Зя – зя – зя –нам шалить нельзя.
Воспитатель: -Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.
(Ж) -Ребята, смотрите, а к нам еще гость прилетел на нашу волшебную полянку. Кто же это?
Вылетает жук.
Жук: Я жук, я жук, я тут живу.
Воспитатель: Жук, жук, пожужжи, где ты прячешься, скажи?
Жук: Жу-жу-жу, я на листике сижу.
Воспитатель: Жук, жук, пожужжи, надо мною покружи.
Жук: Жу-жу-жу, я летаю и жужжу.
Воспитатель: Ты летаешь жук везде, помоги нашей беде. Полетай, пожужжи, лепесток нам покажи.
Жук достаёт лепесток (со звуком «Ж»)
Воспитатель: -Ребята, Какой это звук? Ж-ж-ж.
И здесь нам волшебница звуков задала задачку.
Нужно составить предложение из набора слов.
(Лес, живут, животные, дикие. Поляна, летают, на, жуки. На, жаба, зелёная, болото, сидит.)
Дети составляют предложения.
Воспитатель: Вот, молодцы! У нас уже два волшебных лепестка. А сейчас давайте отдохнем, и поиграем с массажными шариками.
-Все движения и слова повторяем за мной.
Идет ежик по дорожке
К своему дружку ужу.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
К своему дружку ужу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
День рожденье у ужа.
Уж позвал к себе на ужин
Жабу, ежика, стрижа.
Жи-ижи-жи, жи-жи-жи
Ежик весело бежит.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Пирожок несет ужу.
Пирожок с черникой
И свежей ежевикой.
(С) Воспитатель: -А к нам опять кто- то пожаловал в гости.
-Кто же это? Лиса!
Лиса: Са-са-са- вот пришла лиса.
Су-су-су вы увидели лису.
Сы-сы-сы не боитесь вы лисы?
Дети хором: Са-са-са –убегай скорей лиса,
Сы-сы-сы не боимся мы лисы.
Лиса: Я не буду вас кусать, буду с вами я играть.
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с лисой.
Гимнастика для глаз «Лиса».
Са-са-са вот идет лиса. Движения глазами вправо-влево.
Су-су-су видим мы лису. Движения глазами вверх-вниз.
Сы-сы-сы хвост пушистый у лисы. Движения глазами вправо-влево.
За-за-за закрывай глаза. Закрыть глаза.
Ся-ся-ся вот и сказка вся. Поморгать глазками.
Лиса: Вы все делали красиво,
вам огромное спасибо.
И за это вам, друзья,
лепесток вручаю я.
Воспитатель: -Молодцы, это у нас третий лепесток.
-Ребята, какой это звук? С-с-с.
-И здесь нам волшебница звуков задала задачку : «Игра на музыкальных инструментах».
-Я буду играть на музыкальных инструментах, а вы должны будете угадать, какой инструмент звучит.
Дети играют, угадывают.
Воспитатель: -Молодцы, ребята! Мы знаем много звуков и даже звук ветра, то есть песенку ветра.
Пластический этюд «Холодная погода»
1.-Представьте, что стало холодно. (дети ежатся, потирают руки, сжимаются в комочек, греют нос, притоптывают ногами)
2.-Подул холодный, порывистый ветер. (дети отворачиваются от воображаемого ветра)
3. Дети выполняют движения с проговариванием текста.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон и два - наклон,
Зашумел листвою клен.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Воспитатель: А вот и последний лепесток. Какой это звук? Ш Молодцы, ребята! Я вижу вы отлично справились со всеми задачами. Собрали все волшебные лепестки, и вот какой красивый получился цветок! Этот цветок подарок нам от Феи звуков.
Итог занятия :
-Ребята, чем мы сегодня занимались, что делали?
Искали лепестки со звуками : З, С, Ш, Ж, проговаривали их, делали зарядку для язычка, пели песенку комара, угадывали звук музыкальных инструментов, делали гимнастику для глаз, массаж для пальчиков и ладошек, составляли предложения из слов.