Кристина Кретинина
Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну грамотной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в страну грамотной речи
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Инженерно- технологический лицей»
Конспект открытого занятия в старшей группе
«Путешествие в страну грамотной речи»
Цель: Обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Образовательные:
- Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх.
- Совершенствовать умение детей употреблять в речи слова благодарности, приветствия, извенения.
- Учить подбирать существительные к прилагательному, обозначающему цвет.
- Учить образовывать существительных уменьшительно – ласкательного значения.
- Учить образовывать слова морфологическим способом.
-Учить отвечать на вопросы полными ответами.
-Познакомить с инновационной технологией мышления «Синквейн»
- Совершенствовать умение детей правильно употреблять предлоги в речи
Развивающие :
-Развивать и совершенствовать все стороны устной речи (произношение, словарь,
грамматический строй, связная речь).
-Развивать звуковую культуру речи.
-Развивать речевые ассоциации и слуховое внимание, воображение.
Воспитательные:
-Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
Интеграция с областями: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Форма НОД:
Познавательно - речевое занятие.
Форма организации: групповая.
Словарная работа: фантазия, синквейн.
Материалы и оборудование: Мудрая сова, конверт с письмом, мяч, запись мелодии для путешествия.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте поприветствуем их, но делать это мы будем необычно!
Скажем «Здравствуйте» руками!
Дружно головой кивнем!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Весело мы подмигнем!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом
Станет радостно кругом!
Воспитатель: сегодня мы отправимся в путешествие в необычную страну, страну «Грамотной речи» в гости к Мудрой сове. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии.
А что такое фантазия? (фантазия - наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле).
-Как вы думаете, на чем можно путешествовать?
( ответы: поезд, самолет, машина, велосипед и т. д)
-Как много вы знаете, но это еще не все.
-Послушайте загадку:
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.
(Воздушный шар). Правильно ребята, в путешествие мы отправимся на воздушном шаре.
Но прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила:
1. Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
2. Если хочешь ты ответить, «Не шуми!»
Только руку подними.
3. Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать.
Все правильно и внятно,
Что б было всем понятно.
. Итак, мы отправляемся в страну Грамотной речи.
(включается музыка).
Закройте, пожалуйста, глаза, представьте себе, что мы летим на большом воздушном шаре сквозь облака. С высоты мы видим леса, поля, реки, птиц, чувствуем запах свежего воздуха.
Основная часть.
Воспитатель: Внимание, мы приземляемся. Посмотрите, ребята, нас встречает Мудрая сова (держит конверт), давайте посмотрим, что в конверте. В конверте письмо. Читаем.
Здравствуйте дорогие ребята старшей группы из Д/сада «Золотой ключик», я слышала, что ваш детский сад посещают очень умные, воспитанные ребята. Мне бы хотелось убедиться, а правда ли это? Поэтому я для вас приготовила несколько заданий, которые вы должны выполнить. За каждое правильно выполненное задание вы получаете звезду. Всего пять заданий, если вы наберете пять звезд, вы получите от меня подарок. Удачи вам, ребята!
Задание 1. Игра «Добрые слова» (с мячом)
Молодцы, ребята, вы назвали слова приветствия (здравствуйте, привет, доброе утро, слова благодарности (спасибо, пожалуйста, извинения (простите, извините, прощания (до свидания, прощайте, спокойной ночи). Не забывайте везде и всегда говорить эти добрые слова.
Воспитатель: Приступаем ребята ко второму заданию.
Задание 2. «Измени слово» (игра по звуковой культуре речи) Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.
Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж] :
друг — дружок,
пирог — пирожок,
сапог — сапожок,
снег — снежок,
рог — рожок,
луг — лужок,
творог — творожок,
флаг — флажок.
Воспитатель: Молодцы ребята, со вторым заданием справились. Читаем третье задание.
Задание 3. «Лови да бросай - цвета называй» Цель: Упражнять в подборе существительных к прилагательному, обозначающему цвет.
Что у нас какого цвета - мы расскажем вам об этом.
Воспитатель бросая мяч ребенку, называет прилагательное, обозначающее цвет, ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
В: Красный, синий, голубой, зеленый, оранжевый, желтый (ответы детей)
В: Молодцы! Справились с третьим заданием, получаете еще одну звезду.
Задание 4. «Куда положим» (игра на формирование грамматического строя речи)
Цель: Упражнять в образовании слов морфологическим способом.
Воспитатель:
Хлеб кладут (ответы детей) в хлебницу.
Мыло кладут в мыльницу.
Конфеты кладут в вазу, конфетницу.
Сахар насыпают в сахарницу
Салфетки ставят в салфетницу.
Книгу ставят на полку.
Игрушки убирают на полку.
Стул ставят под стол.
Воспитатель: Очень хорошо, и с этим заданием вы отлично справились. Получаете четвертую звезду. А вы не забыли, сколько нам нужно получить звезд?
Дети: Пять
Воспитатель: Итак, вот пятое задание.
Задание 5
В: Ребята, сова пишет, что пятое задание самое сложное. Нужно сочинить стихотворение, но оно будет не обычным. Я хочу вас познакомить с новым понятием. Синквейн- инновационная технология мышления. Это нерифмованное стихотворение состоящие из пяти строк.
Ну что же, ребята нам надо очень постараться заработать пятую звезду и получить подарок от совы. Готовы? (Да). Тогда начинаем.
1 строка-1существительное (предмет)
2 строка-2 прилагательных (описание предмета)
3 строка-3глагола (действие предмета)
4 строка-предложение по теме
5 строка-заключение (синоним первой строки, вывод, ассоциация).
На доске картинка с изображение осеннего листа.
1. Листик
2. Красивый, красный
3. Летит, кружится, падает
4. Листик по земле летит
5. Осень.
Молодцы ребята, мы справились с самым сложным заданием и зарабатываем пятую звезду. А где же подарок от совы? Посмотрим может в конверте что то осталось. В конверте план, как дойти до подарка. Пройти 5 шагов прямо, повернуть налево и пройти еще пять шагов, повернуть направо, пройти прямо до двери. Там найдете награду.
Проходим по плану, на стульчике стоит коробка.
Воспитатель: Ребята, мы нашли наш подарок. Скажите пожалуйста, где стоит коробка? (совершенствовать умение детей правильно употреблять предлоги в речи) Ответы детей (на стуле, около стола). А коробку мы откроем в группе, когда вернемся из путешествия.
Наше путешествие подошло к концу, Нам пора возвращаться в наш детский сад и мы отправляемся в обратный путь.
-Закрывайте глаза. (включается музыка).
- Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, чувствуем дуновение легкого осеннего ветерка.
-Вот мы и вернулись в детский сад!
Рефликсия
Понравилось вам наше путешествие?
На чем мы путешествовали?
А что больше всего понравилось? (ответы детей)