Ловцова Ольга Владимировна
«Путешествие в Словоград». Конспект ННОД по обучению грамоте для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ННОД по обучению грамотена тему :«Путешествие в Словоград»
для детей 5-6 лет
Ловцова О. В.,
воспитатель МБДОУ детский сад № 59 «Ягодка» г. Тамбова
Программное содержание :
Публикация «„Путешествие в Словоград“, Конспект ННОД по обучению грамоте для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Закрепить понятие: слова – предметы, слова – действия, слова – признаки; упражнять детей в придумывании слов с определенным признаком; в разгадывании ребусов; закрепить понятие о предложении. Продолжать учить детей придумывать предложение по заданному количеству слов, по схеме; закрепить умение детей выделять предложения из текста.
Развивать фонематический слух детей, умение слышать звуки, придумывать слова на заданный звук. Воспитывать желание приходить на помощь. Приучать детей выполнять лечебную звуковую гимнастику для профилактики насморка.
Активизация словаря :
Предложение, слово, звуки, гласные, согласные-твёрдые, согласные-мягкие, слова-предметы, слова-признаки, слова-действия, ребус, Словоград, Слыш.
Оборудование:
Конверт, магнитофон, аудиокассета, компьютер, проектор, фонарики (красные, синие, зеленые, три баночки, вода, камни, шишки, набор цифр, сюжетные картинки, схемы предложений, домики-слова, звуковые домики, карточки беззвучной артикуляции, «Слыш», «Словоград», картинки животных, овощей, фруктов, мяч, воздушные шарики.
Пояснение к дифференцированным заданиям:
перед занятием детям даются значки трё х цветов: синие, зелёные, красные.
- низкий уровень;
- средний уровень;
- высокий уровень.
Ход :
- Ребята, я рада вас всех видеть. Смотрите, я дарю вам свою улыбку. Давайте возьмемся за руки и передадим улыбку друг другу. Вы чувствуете, как мое хорошее настроение передалось вам.
- Ребята, сегодня утром два почтовых голубя принесли в детский сад конверт. Как вы думаете, что надо с ним сделать? (открыть и прочитать).
(Открываем конверт, в нем лежит аудиокассета).
- Как нам прочитать это письмо, здесь нет ни слов, ни предложений? (надо прослушать кассету с помощью магнитофона).
На проекторе появляется фотография Королевы Знаний:
«Дорогие ребята! Обращается к вам ваша старая знакомая, Королева Знаний. Мне очень жаль, но сегодня я не смогу к вам придти. В моем королевстве под названием «Словоград» случился переполох. До свидания, до новых встреч. С уважением, ваша Королева Знаний».
- Ребята, что же могло случиться в «Словограде»?
- Как вы думаете, кто живет в этом королевстве? (ответы детей)
- А как вы думаете, можем ли мы оставить в беде Королеву Знаний?
- Что же нам делать? Вы хотите отправиться на помощь?
- Тогда в путь. А помогать нам в нелегком путешествии будут разноцветные фонарики (высокий уровень – красные, средний – зеленые, низкий – синие).
- Ребята, что вы видите на нашем пути? (три домика). Как вы думаете, кто в них живет? (Слова)
- А какие это слова? Кто живет в первом домике? (Слова-предметы)
- На какой вопрос отвечают слова-предметы? (Что это? Кто это)
- Какие предметы отвечают на вопрос – что это? (Неживые)
- А какие предметы отвечают на вопрос – кто это? (Живые существа, люди, животные). Молодцы!
- Какие слова живут во втором домике? (Слова-действия)
- На какой вопрос отвечают слова-действия? (Что делают? Что делает)
- А какие слова живут в третьем домике? (Слова-признаки)
- На какие вопросы отвечают слова-признаки? (Какой? Какая? Какое) Молодцы!
- Ребята, возьмите по одной картинке и поселите их в домик, который вам больше понравился. (В зависимости от того в какой домик поселили картинку, задать вопросы:
- Кто это? (Это заяц, это лиса)
- Что это? (Это картошка)
- Что делает волк? (Бежит, воет, что делает медведь? (Спит, ревет)
- Что делает лимон? (Растет)
- Какой лук? (Горький, золотистый, и т. д.
- Ребята, вы назвали много слов. Все предметы, которые нас окружают, имеют свое название.
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету.
И все что только видит глаз –
Над нами и под нами
И все что в памяти у нас,
Означено словами.
А. Шибаев.
- Ребята, посмотрите, какая чудесная поляна. Присаживайтесь.
- Послушайте, что я вам сейчас прочитаю.
Чтение рассказа.
Наступил февраль.
Часто дует сильный, порывистый ветер.
Метёт метель.
Мальчики и девочки катаются на санках и лыжах.
Детям нравится зима.
- Что я вам прочитала? (Рассказ)
- О чем этот рассказ? (О зиме)
- Как можно озаглавить этот рассказ? (Ответы детей)
- Из чего состоит рассказ? (Из слов и предложений)
- Назовите, какие предложения вы запомнили. (Ответы детей)
- Послушайте рассказ еще раз и посчитайте, сколько предложений в рассказе. (Чтение рассказа)
- Назовите первое предложение. Назовите последнее предложение.
- Ребята, что вы видите на проекторе? (Схемы предложений)
- Я сейчас прочитаю предложение, а вы должны показать цифрой номер схемы, который соответствует данному предложению.
Игра «Узнай номер предложения»
1. |___ ___ .
2. |___ ___ ___ ___ .
3. |___ .
4. |___ ___ ___ .
Детям нравится зима.
- Ребята, что означает этот значок |___ в схеме? (Первое слово в предложении, пишется с большой буквы).
- Что ставится в конце предложения? (Точка)
- Что показывает точка? (Точка показывает, что предложение закончено).
- Молодцы! Пора идти дальше.
- Ребята, перед нами еще одна чудесная цветочная поляна. Присаживайтесь на то место, где цвет цветочка соответствует цвету вашего фонарика. (На столах лежат сюжетные картинки).
- Послушайте задание: у кого синий цветочек – надо составить любое предложение по картинке; у кого зеленый цветочек – составить предложение, чтобы количество слов соответствовало цифре на цветочке, и выложить схему этого предложения, используя предметные картинки в помощь; у кого красный цветочек – составить предложение по схеме. (Опрос всех детей. Анализ предложений). Молодцы!
Физкультминутка
Игра с мячом «Наоборот»
Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь … (низко)
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь … (близко) Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты … (храбрец)
Теперь «начало» я скажу, -
Ну, отвечай … (конец!
Добрый – злой, пол – потолок, соль – сахар, черный – белый, право – лево, день – ночь и т. д.
- Ребята, посмотрите, кто повстречался нам на лесной тропинке. Кто это? (Это Слыш)
- Да, ребята, это Слыш. Почему у Слыша большие уши? (Он очень любит слушать, как звучат разные звуки)
-Почему у него большой рот? (Потому что он больше всего на свете любит произносить понравившиеся ему звуки). А помогает ему веселый язычок, который живет в большом ротике у Слыша. Слыш любит гулять в сказочном лесу, который находится недалеко от «Словограда». Он прислушивается к разным звукам, запоминает их и играет с ними. Ребята, хотите поиграть со Слышем? (Да)
- Игра называется «Что звучит в баночке?»
Возьмите три прозрачные баночки, положите в одну камешки, в другую – шишки, а в третью налейте воды. Предложить детям рассмотреть баночки, погреметь ими и послушать, что как звучит. Затем спрятать баночки за ширму, погреметь какой-то одной баночкой. Дети должны угадать на слух, что звучит.
- Ребята, как называют те звуки, которые вы сейчас слышали? (Шумовые звуки). Молодцы!
- Ребята, Слыш предлагает нам погулять по его волшебному лесу. Пойдемте на волшебную полянку и прислушаемся. Вдалеке струится маленький родничок: «с-с-с», ветер наклоняет верхушки деревьев: «в-в-в», комарик пищит тоненьким голоском: «з-з-з», медленно проползла змейка, шурша: «ш-ш-ш». (Дети повторяют звуки вместе с воспитателем). Молодцы!
- Ребята, Слыш привел нас еще к одним домикам. Как вы думаете, кто в них живет? (Звуковички)
- Какой звуковичок живет в домике с красным окошком? (Гласик). Какие звуки живут в домике с синим окошком? (Согласные твёрдые). Какие звуки живут в домике с зелёным окошком? (Согласные мягкие).
- Молодцы! Здесь живут гласные звуки, а здесь – согласные твёрдые и мягкие. Произнесите гласные звуки. А теперь согласные. Придумайте и назовите слова, чтобы первый звук был гласный. (Используя карточки беззвучной артикуляции).
На проекторе картинки мебели.
- Ребята, что объединяет все эти предметы? (Это мебель). Задания для детей :
Низкий уровень – назовите предметы мебели, которые начинаются со звука «С»;
Средний уровень – назовите предмет мебели, который начинается со звука «ДЬ»;
Высокий уровень – каким звуком оканчиваются названия этих предметов (стол, стул?
- Скажите, а как называются звуки, которые вы сейчас произносили? (Речевые звуки). Молодцы!
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- Какая погода преобладает в это время года? (Холодный ветер, снегопад)
- Какие заболевания подстерегают нас? (Ответы детей)
- Вспомните волшебный звук, который помогает вылечить насморк? (Звук «в»). Какой это звук: гласный или согласный?
- Давайте произнесем звук «в» тихо, погромче и совсем громко (3 раза)
- Ребята, мы и не заметили, как дошли до «Словограда».
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуй, Королева Знаний!
- Ребята, посмотрите, кто живет в моём королевстве? (Слова, схемы предложений, звуки).
- Ребята, помогите мне понять, что же все-таки случилось в «Словограде», посмотрите внимательно, всё ли на своих местах? (Находят ошибку) Молодцы!
- Где должна стоять точка? (В конце предложения). Что показывает точка? (Точка показывает, что предложение закончено).
- Спасибо вам, ребята, за помощь. Я вам приготовила подарок. А что вы получите в подарок, узнаете, отгадав ребус. Внимание на экран (на экране картинки шишка, арбуз, карп)
- Ребята, что нарисовано на первой картинке? (Шишка). Какой первый звук в слове «шишка»? (Согласный твердый, «Ш»).
- Что нарисовано на второй картинке? (Арбуз). Какой первый звук в слове арбуз? (гласный «А»).
- Что нарисовано на этой картинке? (Рыба). Какой первый звук в слове «рыба»? («Р», согласный твердый).
Соединяем звуки «Ш», «А», «Р». Какое слово получилось? (ШАР).
- Спасибо тебе за игру и подарки. А нам пора возвращаться в детский сад. Ждём тебя в гости, Королева Знаний. До свидания!
До свидания ребята!
Анализ ННОД.