Елена Творогова
«Путешествие в осенний лес». Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы
Цель: Развивать представления детей о лесе и изменениях в осенней природе.
Задачи:
1. Совершенствовать умение различать виды растений по их индивидуальным особенностям и признакам.
2. Познакомить с понятием «многоярусный» лес; развивать умение увидеть в живой природе «этажи» леса; различать деревья и кустарники по их индивидуальным особенностям.
Публикация «„Путешествие в осенний лес“, Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
3. Воспитывать любовь к природе, эстетическое восприятие красоты осеннего леса, поэтического слова.
4. Вызвать желание передать свои впечатления в коллективной работе «Осенний пейзаж».
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Мы отправимся на прогулку в нетронутый уголок леса, который находится на территории нашего детского сада.
Подходим к лесу, воспитатель спрашивает: «А какое сейчас у нас время года?». (Ответы детей). А как вы узнали, что пришла осень, какие изменения вы заметили в природе? (Выслушать ответы детей : стало холоднее, небо хмурое, солнышко уже не греет, как летом, дует холодный ветер, листья пожелтели и опадают и т. д.). А как называется явление, когда кружатся и летят листики? Правильно, - листопад.
Воспитатель читает стихотворение:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клёны,
В пурпуре осеннем только дуб зеленый.
Утешает осень :
-Не жалейте лето!
Посмотрите – роща золотом одета!
Ну, а теперь, давайте пройдёмся по нашему лесу. Какие деревья, чаще других, встречаются по пути к нему. Правильно, берёзки. Воспитатель читает стихотворение:
Разбежались по лужайке
Беззаботной, лёгкой стайкой,
Словно девочки-подростки,
Белоствольные берёзки…
Ребята, на Руси всегда любили красавицу-берёзу. Её называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. Из берёзовых почек и бересты готовили лекарства, а берёзовым веничком в банях парились – выгоняли хворь. Русская берёза красива в любое время года. Посмотрите, а осенью листочки начинают на ней желтеть сначала вверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Ветер налетает, гнёт дерево, треплет его ветви и срывает листья. Они, словно золотые монетки, падают на тёмную сырую землю.
Отправляемся дальше: посмотрите, а что это за дерево? (дети затрудняются с ответом). Давайте внимательно его рассмотрим. Есть ли у него листики? Нет. Рассматриваем, трогаем - у него, вместо листиков хвоя, но такая мягкая. Про это дерево есть такая загадка: «Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою – без иголок». Дети, - это лиственница, она единственная на территории нашего детского сада. Посмотрите, какие у нее очаровательные маленькие шишечки, похожие на цветочки, летом они были красноватого цвета, так как это дерево ещё молодое, сейчас потемнели. Давайте соберём немного этой красоты для наших поделок. (Собираем и отправляемся дальше).
А вот и сам наш небольшой лесок. Как здесь светло и красиво. А какие растения мы здесь видим? Дети отвечают: разные, высокие, низкие, колючие, траву и т. д. Воспитатель: вы совершенно верно это увидели – здесь всем хватает места, света и тепла. Ведь у леса тоже есть свои «этажи», он многоэтажный или многоярусный. Скажите, что мы видим у себя под ногами в лесу? Конечно же, - это разная травка. Рассматриваем траву, она осенью пожелтела, но кое-где ещё и зеленая, похожая на ёлочку. Собираем понравившиеся травинки для гербария. На первом ярусе леса растёт и мох, посмотрите внизу на стволы больших серебристых тополей – они все покрыты мхом (дети трогают, рассматривают его). Этот мох называется «кукушкин лён». Обратите внимание, ребята, что растет он не со всех сторон у дерева, а только с северной стороны. Это помогает людям, заблудившимся в большом лесу правильно определить направление пути.
Чуть выше в лесу мы что видим? Да, разные кустарники : здесь у нас растёт шиповник, он любит яркий солнечный свет, поэтому и растёт на краю нашего леса. Шиповник наши предки считали средством от сорока болезней. Про него сложили такую загадку: «стоит кустик, тронешь – укусит». Как вы её понимаете? (Дети отвечают, вспоминают всё, что знают об этом растении, осторожно рассматривают листики, веточки, плоды). Рядом я вижу и другой кустарник - это орешник, или «лещина». Этот куст пышный, высокий. Посмотрите, какие у него красивые листья. А почему он называется орешником? Правильно, потому, что на нём растут орехи. (Но их уже, видно, сорвали)
Ну, а теперь, поднимем головы и увидим, что в нашем лесу над кустарниками возвышаются молодые деревца, а над ними деревья постарше и повыше. Здесь много серебристых тополей. А почему они так называются? Дети затрудняются с ответом. (Предложить внимательно снизу посмотреть на листья этого тополя, они отливают серым серебряным светом - отсюда и название). Рассмотреть другие деревья в лесу, показать, как их можно узнать.
Ребята, а ещё я знаю здесь место, где растёт единственная в нашем лесочке рябинка. Давайте отыщем и проведаем это деревце. Я стараюсь навестить его каждую осень. Находим деревце, любуемся гроздьями его ягод. Рассматриваем его необычные листики, собираем для своей коллекции. Благодарим рябинку и прощаемся с ней и уголком леса.
Воспитатель читает стихи:
Вьётся, петляет тропинка лесная.
По лесу осень идёт золотая.
Желтый орешник и куст бересклета
Возле тропинки стоят, как букеты
Пышных и ярких осенних цветов.
Осень грустит у речных берегов.
Осень подарит рябинам кораллы –
Гроздья зардеются пламенем алым,
Осень касается веток рукой –
Льются с небес тишина и покой.
II. Выполнение коллективной работы из осенних листьев. (В любое удобное время).